Ученые обнаружили сложный белковый комплекс, определяющий функционирование памяти живых существ

Исследователи из университета Брандейса обнаружили ключевой сложный белковый комплекс, наличие которого определяет «силу» синапса, т.е. его возможность выступать в качестве ячейки памяти.

Ученые исследовали эту «силу» синапса, вводя в него соединение белка CaMKII (Calcium/calmodulin-dependent protein kinase II) с другой белковой молекулой, ионнотропным рецептором глутамата NMDAR-типа (NMDAR-type glutamate receptor, NMDAR). В ходе экспериментов воздействию подвергались микроскопические участки нервной ткани, изъятые из гиппокампа (hippocampus) грызуна, из той части мозга, которая отвечает за функционирование памяти.

Для доказательств выдвинутой гипотезы ученые сначала максимально «усилили» синапсы, накачивая их комплексным белком CaMKII/NMDAR до точки, когда в синапсах больше не оставалось места для сохранения дополнительной информации. После этого они добавляли специальное химическое соединение CN-19, которое разрушает белковый комплекс CaMKII/NMDAR. Это, в свою очередь, приводило к «ослаблению» синапсов, к потере уже записанных в них воспоминаний и к невозможности запоминания синапсами новой информации.

«Понимание того, как работает память человека, позволит нам понять причины возникновений заболеваний, связанных с памятью, и успешно с ними бороться. Так же, вероятно, это позволит в будущем эффективно управлять памятью человека искусственными методами, расширяя ее при необходимости и извлекать из мозга почти полностью забытые воспоминания» – рассказал профессор Джон Лисмен (Professor John Lisman), под руководством которого проводились данные исследования.

1. kurzweilai.net