Россия стоит перед вызовом новой «технологической волны»

Россия сегодня стоит перед вызовом; этот вызов – так называемая новая «технологическая волна», т.е. усиление в социально-экономическом развитии роли инноваций, которые обесценивают многие традиционные факторы роста.

Эта волна по прогнозам ожидает развитые страны уже к 2015 году, и в течение нескольких лет будет в значительной степени обновлена большая часть используемых технологий – во всех сферах не только экономики, но и социальной жизни. Об этом заявил заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, выступая на заседании тематического форума Общероссийского народного фронта в рамках нулевого чтения федерального бюджета на 2012–2014 годы «Первоочередные меры государственной поддержки инновационных разработок и модернизации производства».

Страны, которые окажутся не готовы к этой волне, будут отброшены на периферию мирового развития, отметил О.Фомичев. Между тем позиции России в этой сфере пока не очень сильные. Так, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации у нас в 5 раз ниже, чем в странах ОЭСР. Сохранение этой ситуации может привести к углублению технологического, а впоследствии – экономического и социального разрыва с развитыми странами.

Зато в случае изменения тенденций Россия может стать лидером по ряду важнейших технологических направлений. Поэтому для нашей страны вопросы инновационного развития актуальны, как никогда.

«Реализация государственной инновационной политики существенным образом повлияет на то, как и какими темпами будет осуществлен переход России из стран «догоняющих»в разряд стран – глобальных инновационных лидеров, хотя бы по нескольким позициям. А именно такая задача ставится», – отметил замминистра.

С этой целью Минэкономразвития РФ разработало проект Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года. Проект был представлен на обсуждение представителям экспертного сообщества и бизнеса. По итогам обсуждения он дорабатывается и в настоящий момент находится на своей завершающей стадии.

В стратегии сформулированы 3 ключевые задачи:

Первая – реализация человеческого потенциала. Уже всем очевидно, что уровень конкурентоспособности экономики в значительной степени будет определяться качеством профессиональных кадров. Если на предыдущем этапе конкуренция велась за доступ к природным ресурсам, то в ближайшем будущем ключевым объектом конкуренции будут именно высококвалифицированные кадры.

Без модернизации нашей системы образования Россия будет постепенно терять даже те конкурентные преимущества, которые у нас есть, считает О.Фомичев.

«С другой стороны, наша неспособность создать для квалифицированных кадров не только привлекательные условия труда, но и привлекательные условия жизни будет стимулировать отток как наиболее важных для экономики профессионалов за рубеж, так и выезд работников более низкой квалификации, востребованных на зарубежных рынках труда», – отметил он.

Создание привлекательных условий для высококвалифицированных кадров включает в себя, в том числе, радикальное улучшение качества медицины, улучшение экологических условий, решение жилищной проблемы и целого ряда других проблем.

Согласно разработанной МЭР стратегии, в части развития человеческого потенциала абсолютным приоритетом должно стать развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров и создание соответствующих благоприятных условий для такого развития, а также стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая упрощение в их отношении миграционного режима.

Вторая ключевая задача – стимулирование бизнеса к инновациям.

Основным двигателем инновационного развития может и должен быть бизнес, убеждены в Минэкономразвития. Необходимо ликвидировать невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационной деятельности в стратегиях компаний.

«Такая ситуация на сегодняшний день приводит к тому, что сектор генерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают сами на себя, либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующих российские разработки», – отметил замминистра.

Необходимо содействие выходу наших инновационных компаний на внешние рынки, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости.

«Здесь мы планируем существенную активизацию поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки», – заявил О.Фомичев. «Инновационное развитие будет эффективным только в том случае, если бизнесу будет выгодно стать инновационным», – подчеркнул он.

Третья ключевая задача – инновационным должно стать государство. Существует множество направлений для внедрения инноваций в государственном управлении, Кроме того, государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений.

Подробнее с докладом О.Фомичева и с проектом Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года можно ознакомиться на официальном сайте Минэкономразвития РФ.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (5 votes)
Источник(и):

ИА Альянс Медиа