Российские учёные починили чёрную субстанцию и полосатое тело

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Существующие лекарства улучшают двигательную активность пациентов, страдающих болезнью Паркинсона, но не защищают их нейроны от гибели. То есть лечат симптомы, а не причину. Специалисты НИИ фармакологии им. В. В. Закусова РАН разрабатывают препарат, способный предотвратить гибель нейронов, и испытывают его действие на крысах.

Болезнь Паркинсона поражает нервную систему; при этом погибают нейроны, вырабатывающие нейромедиатор дофамин. Значительная часть этих нейронов расположена в участке мозга, называемом чёрной субстанцией. Больному трудно контролировать свои движения и сохранять равновесие.

Многочисленные исследования показывают, что при болезни Паркинсона понижено содержание вещества – фактора роста, регулирующего рост нервных волокон. Специалисты НИИ фармакологии им. В. В. Закусова синтезировали несколько коротких пептидов, сходных по своему действию с фактором роста нервов, испытали их действие на лабораторной культуре нервных клеток, выращиваемых изолированно на специальной питательной среде. Затем они выбрали пептид ГК-2, лучше всего, по их мнению, защищавший клетки от повреждения.

Следующий этап испытаний учёные провели на мышах и крысах. Прежде всего специалисты убедились, что если препарат ГК-2 ввести здоровым крысам, то это не повлияет на их двигательную активность. На следующем этапе они проверили, как средство воздействует на способность животных управлять движениями, а именно – на длительность каталепсии. Каталепсия – это патологически длительное сохранение телом приданной ему позы. Это состояние можно вызвать инъекцией галоперидола. После инъекции крыс ставят передними лапками на пластиковую подставку высотой 10 сантиметров. Здоровое животное в такой позе не останется. Крысы с искусственно индуцированной каталепсией замирали в обездвиженном состоянии в среднем на 45 секунд. Но ГК-2, введённый внутрибрюшинно за сутки до инъекции галоперидола, предотвращал развитие каталепсии: крысы замирали всего на 3–4 секунды.

Чтобы вызвать у животных симптомы, подобные симптомам болезни Паркинсона у человека, им обычно вводят нейротоксин МФТП (1-метил-4-фенил1,2,3,6-тетрагидропиридин), который вызывает дегенерацию нейронов чёрной субстанции среднего мозга – substantia nigra. Действие нейротоксина проявляется уже через 2–3 минуты после инъекции: грызуны мало двигаются и утрачивают присущую им исследовательскую активность.

Мышей, которым ввели МФТП, выпустили на небольшую открытую площадку, расчерченную на квадраты. За четыре минуты животные пересекли всего два квадрата, тогда как здоровые мыши активно двигались по площадке и за то же время пересекли 25 квадратов. Грызуны, получившие за сутки до введения МФТП инъекцию ГК-2, пересекли девять квадратов – в пять раз больше, чем мыши с симптомами болезни Паркинсона. Учёные сделали вывод, что ГК-2 обладает профилактическим действием и защищает нейроны от дегенерации.

Лечебное действие препарата исследовали на других отделах головного мозга. Помимо чёрной субстанции, за выполнение произвольных движений отвечают нейроны полосатого тела конечного мозга – corpus striatum. Препарат 6-оксидофамин разрушает нейроны и вызывает у грызунов синдромы паркинсонизма. Если животным, у которых убиты нейроны, с одной стороны полосатого тела инъекцией 6-оксидофамина ввести апоморфин, они начнут крутиться в сторону, противоположную повреждённой. Однако двухнедельный курс инъекций ГК-2 вылечил крыс, они практически перестали крутиться в ответ на апоморфин.

Таким образом, учёные сделали вывод, что пептид ГК-2 обладает не только профилактическим, но и лечебным антипаркинсоническим действием. По мнению исследователей, он достоин дальнейшего изучения.

Источник информации:

П. Ю. Поварнина, Т. А. Гудашева, О. Н. Воронцова, Н. А. Бондаренко, С. Б. Середенин Антипаркинсонические свойства дипептидного миметика фактора роста нервов ГК-2 в экспериментах in vivo. Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – 2011. – № 6.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.6 (13 votes)
Источник(и):

1. Наука и технологии РФ