Дорогие читатели, Нашему шестнадцатилетнему, волонтёрскому и некоммерческому проекту для создания новой, современной версии N-N-N.ru, очень нужно посоветоваться касательно платформы нашего сайта – SYMFONY & DRUPAL 8. Платформа не простая, но обещаем – мы не займём много времени, просто нужна консультационная поддержка квалифицированного разраба. Если вы можете помочь, то связаться с нами можно на страницах Facebook.com здесь и здесь.

Разрабатывается новая технология, учитывающая психологию водителя

Начиная с первых автомобилей Model Т, сошедших с заводского конвейера в Детройте в начале ХХ века, машины Генри Форда в большинстве своём оборудовали системами безопасности для защиты водителя при аварии. На это были направлены все дальнейшие разработки. Однако Брайан Реймер (Bryan Reimer) и его коллеги из лаборатории AgeLab Массачусетского технологического института в США (MIT, Massachusetts Institute of Technology, Cambridge, Massachusetts) использовали несколько иной подход: обеспечивая безопасность вождения, они сосредоточились на изучении и тренировке человека, который управляет машиной.

«Сегодня средний возраст водителей повышается, кроме того, они чаще страдают хроническими заболеваниями. Это, в свою очередь, требует создания более удобных и надёжных автомобилей, способствующих улучшению качества жизни пожилых людей, – считает Реймер. – Разработка технологии безопасности для этих водителей требует, чтобы мы разбирались в мотивах их поведения и принятия решений значительно лучше, чем прежде». Разрабатываемый Реймером и его сотрудниками AwareCar – попытка создать автомобиль, который чувствует водителя, его способность управлять машиной, помогает ему снять усталость, стресс, не допустить влияния отвлекающих факторов.

Текущий прототип автомобиля – Lincoln MKS – оборудован мини-видеокамерами, расположенными над рулём, и датчиками, которые могут отслеживать движение глаз, частоту сердечных сокращений, артериальное давление, частоту дыхания и ряд других параметров.

«Сейчас наши усилия сосредоточены на том, чтобы использовать данные мониторов для мотивации водителя лучше управлять машиной», – сообщил на днях в интервью онлайн-изданию Science Реймер.

Акцент на изучении процессов старения

Усилия исследователей в различных областях науки направлены на то, чтобы обеспечить и здоровье, и продолжительность жизни. Например, начиная с мая 2011 года онлайн-издание Science намеривается регулярно публиковать статьи о наиболее успешных учёных, изучающих процессы старения с точки зрения генетики, социологии, психологии, инженерии и неврологии.

У Реймера уникальный подход к проектированию автомобиля родился из его собственного интереса к изучению роли человеческого фактора.

«Автомобили будущего будут оснащены гораздо более мощными технологиями, но тот факт, что у вас есть технология, не означает, что у вас есть неограниченный потенциал для её использования, – пояснила профессор Университета Вашингтона (University of Washington, Seattle) Линда Нг Бойл (Linda Ng Boyle), сотрудничающая с Реймером. – Существует баланс между дизайном, возможностями и ограничениями этих возможностей, связанными с человеком. Брайан действительно чувствует и реализует этот баланс».

Изучение роли человеческого фактора

Реймер собирался стать фармацевтом, окончив соответствующий факультет Университета Род-Айленда (University of Rhode Island). Однако профессор кафедры машиностроения Манбир Содхи (Manbir Sodhi) из этого же учебного заведения пригласил его изучать воздействие сотовых телефонов и разговоров на внимание водителя. Это было в конце 1990-х годов, когда изучение роли человеческого фактора при управлении автомобилем становилось модным.

С помощью датчиков, которые отслеживают движение глаз, Реймер обнаружил, что разговор по сотовому телефону в целом активирует когнитивные функции водителей, однако в то же самое время у них заметно снижается периферийное зрение.

Кроме того, Реймер выяснил, что возраст при этом играет очень незначительную роль.

После получения учёной степени доктора наук в 2003 году в качестве научного сотрудника AgeLab Реймер участвовал в разработке тренажёров для формирования навыков сложных движений, моделирующих варианты поведения водителей в режиме реального времени. Вскоре он начал разработку системы мониторинга для AwareCar.

Важно понять водителя

Создание надёжной системы мониторинга играет огромную роль в помощи пожилым водителям. Благодаря ей, они могут оценить и улучшить свои навыки. Возрастные изменения, снижающие способность активно воспринимать окружающий мир и реагировать на него, развиваются постепенно. Они сильно зависят от состояния здоровья. Реймер в своих работах показывает, что здоровый 70-летний человек управляет автомобилем лучше, чем 60-летний, имеющий в анамнезе диабет и высокое кровяное давление, вынужденный принимать три препарата, чтобы контролировать ситуацию.

Технологии AwareCar позволяют учесть этот фактор. Реймер разработал, как он считает, действительно надёжную систему мониторинга для автомобилей, обеспечивающую контроль за движением глаз, частотой сердечных сокращений, артериальным давлением и частотой дыхания водителя. Теперь он ставит перед собой задачу найти способ, чтобы системы мониторинга могли предупредить водителя в случае, если он не совсем точно управляет автомобилем, и повлиять на нормализацию ситуации. Например, автомобилю под силу предупредить водителя, когда он отклоняется от прямой линии, или, возможно, даже изменить температуру в салоне, когда человек чувствует сонливость.

«Наше поведение настолько шаблонно, что очень трудно пробиться сквозь ментальные модели, чтобы освоить новую технологию, – считает Реймер. – Мы должны в буквальном смысле слова переучить наши мозги. Это означает, что иногда оптимальный для технологии интерфейс – не лучший для пользователя».

Работа учёного и производственников

Система детекции для AwareCar, предложенная Реймером, предоставила ему много возможностей для работы с предприятиями. Например, в сотрудничестве с компанией Ford он изучал, действительно ли автоматизированная система парковки снижает стресс у водителей. В настоящее время Реймер работает с несколькими фармацевтическими компаниями, исследуя особенности вождения у людей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, у больных аутизмом.

«Работая с промышленными предприятиями, действительно необходимо думать о том, как исследование может стать продуктом, – говорит Реймер. – И хотя я ищу спонсоров для научных разработок, они хотят видеть, прежде всего, прикладной результат, продукт».

Это означает, что исследователи должны приспособить свои научные интересы к практическим: их должны волновать проблемы выхода продукта на массовый рынок и изучение опыта потребителей данного товара.

Технологии для реального мира

Работой Реймера, по его словам, движет интерес к тайнам человеческого познания и психологических механизмов принятия решений. Он считает, что если бы смог вернуться к началу своего обучения, то посвятил бы себя исследованию когнитивной психологии.

«Существует множество экспериментов, предсказывающих поведение людей в сложных обстоятельствах. Когда вы сталкиваетесь с подобными обстоятельствами в реальной жизни, вы понимаете, что так оно и есть», – говорит он.

Этот взгляд на проблему ценят его коллеги со всего мира.

«Многие исследователи ориентированы на технологию, но в конечном итоге находят решения, которые никто не может использовать на практике, – характеризует ситуацию в науке профессор кафедры эргономики Технического Университета Мюнхена в Германии (Technical University of Munich) Клаус Бенглер (Klaus Bengler), проработавший 10 лет в лабораториях фирмы BMW. – Это выгодное отличие AgeLab и Брайана Реймера: они принимают в расчёт статистическую демографическую информацию, знания физиологии и психологии и генерируют решения, в значительной мере ориентированные на потребителя».

Источник информации:

Lisa Seachrist Chiu Focus on Aging: Engineering Safer Drivers. – ScienceCareerMagazine. – May 20. 2011. doi: 10.1126/science.caredit.a1100044.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (4 votes)
Источник(и):

1. nanojournal.ru