Описан общий молекулярный механизм возникновения аутоиммунных ошибок

По мнению учёных, аутоиммунные заболевания возникают из-за чрезмерной активности рецепторов, узнающих чужеродную ДНК. Когда отказывает механизм, сдерживающий их активность, возрастает вероятность того, что эти рецепторы распознают собственную ДНК человека и натравят иммунитет на его же хозяина.

Аутоиммунные заболевания распространены гораздо шире, чем можно подумать: в Соединённых Штатах, например, от них страдает каждый пятый. Общая причина у них одна: иммунная система начинает атаковать клетки собственного организма. Но это слишком общее описание; что же до конкретных механизмов развития аутоиммунных расстройств, то на этот счёт среди учёных до сих пор согласья нет.

Исследователи из Корнеллского университета (США) предложили свой вариант развития событий, которые могут быть непосредственной причиной иммунных ошибок.

rs_6.png Рис. 1. Нейтрофил, поглощающий возбудителя сибирской язвы. После разрушения клеточной стенки бактерии компоненты её цитоплазмы спровоцируют дальнейшее развитие иммунного ответа. (Фото Science Photo Library).

Клетки, отвечающие у нас за врождённый иммунитет, имеют при себе так называемые толл-подобные рецепторы. Эти белки нужны, чтобы распознавать молекулы, характерные для чужеродных микроорганизмов. Так, рецептор TLR-9 реагирует на ДНК вирусов или бактерий. Когда клетка обнаруживает чужака — например, бактерию, — она атакует её и разрушает оболочку. В результате бактериальная ДНК становится видна для TLR-9.

Рецептор активируется и посылает сигнал, запускающий дальнейшие этапы иммунной реакции: воспаление, выброс антител и т. д. Однако ещё до того, как TLR-9 заступит на боевое дежурство, он претерпевает особую модификацию: специальный фермент разрезает рецепторный белок на две части, одна из которых как раз и обладает способностью узнавать и связывать «вражескую» ДНК.

Вот тут-то, по словам учёных, и кроется возможный источник иммунных ошибок. Если фермент, готовящий TLR-9 к работе, грубо говоря, перестарался и настриг слишком много активных ДНК-связывающих фрагментов рецептора, то в итоге возрастают шансы случайно связать вместо вражеской ДНК кусочек собственной ДНК организма.

Мы постоянно обновляемся, и иммунная клетка вполне может наткнуться на фрагменты мёртвых, разрушенных клеток. У иммунитета есть другой фермент, тоже контролирующий рецептор TLR-9, но он, в отличие от первого, режет исходный рецептор так, чтобы тот мешал другим (активированным рецепторам) передать сигнал тревоги. То есть два фрагмента одного белка вступают в противоборство за найденную ДНК: если побеждает один, сигнал отправляется дальше по иммунной системе, если верх берёт другой — иммунитет молчит.

Результаты исследования рецептора TLR-9 учёные опубликовали в European Journal of Immunology.

Исходно всё определяет баланс активностей пары ферментов, которые режут один и тот же белок, но в разных местах. По-видимому, у людей, склонных к аутоиммунным заболеваниям, не работает второй, тормозящий путь. В результате у них накапливается слишком много активных рецепторов, готовых по малейшему подозрению запустить полномасштабный иммунный ответ. Возможно, если бы удалось найти способ активировать второй путь контроля над иммунитетом, это позволило бы справиться с любым аутоиммунным заболеванием.

1. Корнеллский университет