Наноразмерные магнитные волны могут стать заменой современных микроволновых технологий

Микроволновые технологии, используемые в сегодняшний день во множестве электронных устройств, таких как мобильные телефоны и оборудование беспроводных сетей передачи данных, могут в недалеком будущем «выйти в отставку», уступив свое место технологиям, основанным на использовании наноразмерных магнитных волн. В перспективе, устройства на магнитных волнах могут иметь существенно меньшие габариты и потреблять меньше энергии, чем их микроволновые аналоги. Возможность использования наноразмерных магнитных волн была доказана чисто теоретически уже почти десять лет назад. Но только недавно, ученым из университета Гетеборга и Королевского технологического института, Швеция, удалось продемонстрировать, что теория наноразмерных магнитных волн может быть воплощена в реальном мире.

Исследования по данной тематике были начаты около двух лет назад. Исследователи начали создание первого генератора наноразмерных магнитных волн, так называемых магнитных наноконтактов (magnetic nanocontacts). Используя один из самых совершенных спин-электронных волновых микроскопов в мире, находящийся в университете Перуджи, Италия, ученым удалось получить картину движения вращающихся магнитных волн, вырабатываемых изготовленным магнитным наноконтактом. Эти магнитные волны распространялись через тонкий слой сплава и железа, который имел толщину всего три нанометра.

Согласно заявлениям ученых, этим была открыта новая область физических явлений и исследований, которая получила название «Магноника /Magnonics», которая является одной из частей физики твердого тела, в которой описываются и изучаются магнитные спин-волны. По сообщениям, технологии на основе магноники могут быть интегрированы в устройства, основанные на микроволновых технологиях, а «магнонные» компоненты будут как нельзя лучше подходить для миниатюризации устройств, нежели их микроволновые «коллеги».

«Я полагаю, что результаты наших исследований являются отправным пунктом начала быстрого процесса разработки новых магнонных компонентов и схем на их основе» – рассказывает Йохан Акермен (Prof. Johan Akerman), профессор университета Гетеборга. – «И самым замечательным является то, что магнонные компоненты приводятся простым постоянным током, который преобразуется в спин-волны микроволнового диапазона. Частотой этих волн можно весьма просто управлять обычными электрическими способами, что само по себе открывает возможность реализации совершенно новых функций».

Результаты этих исследований были изданы в последнем выпуске журнала Nature Nanotechnology. А на приведенном ниже видеоролике можно просмотреть визуализацию моделирования шести магнитных наноконтактов, генерирующих спин-волны, что иллюстрирует то, что такие наноконтакты могут быть помещены практически в любой образец из любого материала.

1. Gizmag