Микробы научились защищаться от антибиотиков 30 тыс лет назад

Устойчивость к воздействию антибиотиков, распространение которой среди микроорганизмов заставляет фармкомпании создавать все новые и новые варианты лекарств, возникла значительно раньше, чем были открыты сами антибиотики – по меньшей мере, 30 тысяч лет назад, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature группой ученых из Канады и Франции.

Широкое распространение антибиотиков – веществ, подавляющих рост бактерий и других микробов и убивающих многих из них – привело к появлению новых лекарственно устойчивых штаммов болезнетворных микроорганизмов, которые не поддаются лечению «старыми антибиотиками». Многие эксперты считают, что «гонка вооружений» между фармкомпаниями, которые вынуждены создавать все новые антибиотики, и микробами, которые очень быстро дают на них свой ответ, может закончиться отнюдь не в пользу человечества.

Однако группа под руководством Джерарда Райта (Gerard Wright) из канадского университета Макмастера усомнилась, что война антибиотиков и микробов началась только 70 лет назад, когда антибиотики вошли в медицинскую практику.

«Широкое распространение лекарственно-устойчивых форм микробов не соответствует гипотезе о современном происхождении этой устойчивости и заставляет предполагать, что за ней стоит богатая история развития в естественной среде», – говорится в статье.

О проведенных исследованиях и основных результатах

Группа под руководством Райта провела анализ фрагментов ДНК организмов из слоя ила на глубине шести метров от поверхности. Этот ил когда-то был осадком находившегося на том месте озера. Прямо над этим слоем лежит вулканический пепел, выпавший примерно 30 тысяч лет назад и «законсервировавший» все, что оказалось под ним. Среди собранных образцов – ДНК животных ледникового периода, – мамонтов, бизонов, лошадей, куропаток, древних грызунов, родственных современным полевкам. А в ДНК бактерий из этого слоя были найдены все основные гены, которые позволяют современным бактериям сопротивляться антибиотикам, говорится в докладе Райта, опубликованном в журнале Nature.

Авторы статьи сосредоточились на исследовании генов ряда разновидностей микробов, в частности, Aeromicrobium, Arthrobacter и Frankia.

«Мы сообщаем… об идентификации большого числа различных генов, обеспечивающих способность сопротивляться группе бета-лактамных антибиотиков, группе тетрациклина, группе гликопептидных антибиотиков», – говорится в статье.

Исследование структуры и функции генетических элементов «обороны» против ванкомицина показало их сходство с генетическими особенностями современных лекарственно устойчивых штаммов.

«Эти результаты позволяют заключить, что устойчивость к антибиотикам – природных феномен, который возник до современной ситуации с усиленной селекцией (устойчивых штаммов) под давлением клинического применения антибиотиков», – говорится в статье.

«Тот факт, что гены устойчивости столь древние и широко распространенные, означает, что проблему воздействия антибиотиками на бактерии решить не легко – мы никогда не изобретем супер-антибиотика, который вылечит все подчистую», – цитирует газета слова Мартина Блейзера (Martin J. Blaser), микробиолога из Университета Нью-Йорка.

Авторы подчеркивают, что естественная природа сопротивляемости должна учитываться при создании новых типов лекарственных противомикробных средств.

Собственно об антибиотиках

Антибиотики представляют собой субстанции, выделяемые плесенью, микроскопическими водорослями и бактериями для защиты или сигналов. Обитатели микробиологического мира обладают также генами, благодаря которым они могут противодействовать антибиотикам.

Так, за миллионы лет «химической войны» появилось два класса продвинутых генов, которые позволяют выделять антибиотики и которые дают возможность им сопротивляться.

«Устойчивость к антибиотикам является частью естественной экологии на планете, и это открытие стало предостережением нам о том, как использовать такие штуки», – цитирует газета слова Райта.

Антибиотики, по его убеждению, это «замечательный ресурс, к которому надо относиться с бережливостью».

Широкое применение антибиотиков в современной медицине привело к тому, что они стимулировали развитие бактерий, ставших «бичом» больниц, поскольку те стали устойчивы ко многим современным видам антибиотиков.

Большинство врачей в США прописывают антибиотики все больше без разбору, приводит газета мнение еще одного американского специалиста. Но и в бедных странах, по его словам, антибиотиками пичкают домашних животных, чтобы ускорить их рост, а на содержащиеся в них и передаваемые также крестьянам бактерии, они уже не действуют.

Открытие генов сопротивляемости к антибиотикам у бактерий, жавших 30 тысяч лет тому назад, подчеркивает опасность отношения к бактериям исключительно с медицинской точки зрения, отмечает «Нью-Йорк таймс». Устойчивость к антибиотикам, по ее словам, это оборона, которую бактерия развивает в «гонке вооружений» длительностью в миллиард лет, и использование этих лекарств эту сопротивляемость значительно преумножает.