Клетки эндотелия противостоят раку

Золотистый стафилококк проделывает туннель в эндотелии. (Иллюстрация JCB).

Исследователи из Массачусетского технологического института (США) обнаружили, что клетки, выстилающие кровеносные сосуды, выделяют молекулы, которые подавляют рост опухолей и не дают раковым клеткам вторгаться в новые ткани.

Автор работы Илэйзер Эдельман считает, что вживление таких клеток в область образования опухоли может заставить её сжаться или по крайней мере остановит её рост без необходимости операции или химиотерапии. Эта процедура уже успешно опробована на мышах, а лицензия на проведение соответствующих экспериментов на людях получена компанией Pervasis Therapeutics.

Учёный полагает, что его открытие перевернёт не только представление о методах лечения рака, но и само понимание этого заболевания.

Когда-то считалось, что клетки эндотелия служат всего лишь своего рода КПП, регулируя доставку крови в ткани и обратно. В 1980-х годах учёные обнаружили, что они отвечают также за сужение и расширение сосудов, а в начале 1990-х г-н Эдельман вместе со своим научным руководителем Моррисом Карновски и другими коллегами показал, что клетки эндотелия регулируют процессы свёртывания крови, восстановления тканей, воспаления и рубцевания, выделяя цитокины и крупные белково-сахарные комплексы.

Многие сосудистые заболевания, особенно атеросклероз, начинаются как раз с клеток эндотелия. Например, когда сосуд повреждён холестерином, чересчур высоким содержанием сахара в крови или непомерными физическими нагрузками, клетки эндотелия могут перестараться и вызвать воспаление, которое нанесёт ещё больший вред и без того страдающему сосуду.

Г-н Эдельман и его студент Джозеф Фрэнсис предположили, что эндотелиальные клетки как-то связаны с раком, поскольку кровеносные сосуды тесно сплетены с опухолями. Из сотен биохимических веществ они и их коллеги выделили цитокин интерлейкин-6 и белково-сахарный комплекс перлекан как участников процесса взаимодействия с опухолями. Когда секретируется большое количество второго и малое — первого, подавление попыток метастазирования проходит наиболее успешно. В обратном случае — неэффективно.

По мнению учёных, между клетками эндотелия и опухолями идёт постоянная борьба, и в большинстве случаев побеждают первые.

«Ежедневно каждый из нас сталкивается с факторами риска, но только некоторые действительно заболевают», — подчёркивает г-н Эдельман.

В этой схватке есть и третий участник — внеклеточная матрица. Клетки эндотелия функционируют должным образом только в том случае, когда матрица стабильна и имеет правильный биохимический состав. Раковые клетки, стремясь обойти защиту эндотелия, пытаются повредить матрицу.

Открытие может также объяснить, почему препараты, подавляющие ангиогенез (развитие кровеносных сосудов), оказывают неустойчивое и слабое положительное воздействие на онкологических больных.

«Они не только лишают опухоль доступа к крови, но и повреждают клетки эндотелия, так что при возвращении опухоли уже ничто не может её остановить», — резюмирует г-н Эдельман.

Результаты исследования опубликованы в статье

Joseph W. Franses, Aaron B. Baker, Vipul C. Chitalia and Elazer R. Edelman Stromal Endothelial Cells Directly Influence Cancer Progression. – Science Translational Medicine.  – 19 January 2011: Vol. 3, Issue 66, p. 66ra5; DOI: 10.1126/scitranslmed.3001542.

1. Массачусетский технологический институт