Казанские ученые предложили методику сортировки нанотрубок

Ученые из Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева разработали математические модели, описывающие структуру различных типов нанотрубок. Они позволят скорректировать существующие теоретические представления и методы расчета различных характеристик нанотрубок. По мере накопления опыта применения моделей с их помощью можно будет прогнозировать свойства нанотрубок и разрабатывать методы их автоматической сортировки.

Для того чтобы использовать необычные электрические свойства нанотрубок, нужно получить трубки со сходным строением, однако пока не существует метода синтеза одинаковых нанотрубок.

Ключ к решению этой проблемы могут дать дифракционные методы анализа структуры нанотрубок. Использование различных лучей и анализ их взаимодействия с исследуемым веществом позволит определить критерии отбора нанотрубок и разработать метод их выделения. Для того чтобы дифракционный анализ действительно оказался полезным, нужно не определять структуру кристалла с нуля, а ориентироваться на заранее разработанную модель.

Исследователи создали математическую модель, построенную на использовании понятия элементарных ячеек, которая позволила разработать уравнения для трех типов многослойных нанотрубок — круговых, хиральных и спиральных. Предложенная модель, в отличие от ранее разработанных аналогов, позволяет описывать не только углеродные нанотрубки, но и трубки любого химического состава.

После усовершенствования в соответствии с экспериментальными данными модели можно будет применять для разработки новых дифракционных методов идентификации нанотрубок и измерения их структурных параметров. В дальнейшем использование модели поможет в разработке методов автоматического отбора нанотрубок заданного структурного типа.

Результаты исследований опубликованы в журналах:

1. Scientific Israel – Technological Advantages. – vol. 12. – 3.  – 2010. – P. 63–73;
  2. «Российские нанотехнологии». – № 3–4.  – 2011 год.

1. nanojournal.ru