Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки восстанавливают зрение при редком генетическом заболевании

Чтобы исправить генетический дефект, являющийся причиной редкого вида слепоты, американские ученые использовали самые передовые клеточные технологии – получение и перепрограммирование индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Это еще один успех на многообещающем пути к методам лечения слепоты, вызываемой такими распространенными заболеваниями сетчатки, как макулярная дегенерация и пигментный ретинит, которыми страдают миллионы людей.

Используя недавно разработанную технологию, исследователи получили индуцированные плюрипотентные стволовые (induced pluripotent stem, iPS) клетки из клеток пациента с редким наследственным заболеванием – гиратной атрофией. Эта болезнь затрагивает клетки пигментного эпителия сетчатки – клетки, играющие важнейшую роль в поддержке фоторецепторных клеток сетчатки, функцией которых является передача сигналов от сетчатки к частям мозга, интерпретирующим образы.

1_99.jpg Фоторецепторные клетки. Человеческие индуцированные
плюрипотентные стволовые клетки могут быть
дифференцированы в светочувствительные
фоторецепторные клетки сетчатки. Ученые
надеются, что такие клетки могут быть использованы
для углубления понимания и лечения заболеваний,
поражающих зрительную систему.
(Графика: Jason Meyer, Ph.D., School of Science at
Indiana University-Purdue University Indianapolis)

Получив индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, ученые исправили генный дефект, являющийся причиной гиратной дистрофии, и направили дифференциацию этих стволовых клеток в сторону клеток пигментного эпителия сетчатки. Зрелые дифференцированные клетки функционировали нормально.

«Мы очень рады таким результатам, потому что они демонстрируют, что мы можем исправить что-то, что не в порядке. Это поддерживает нашу надежду на то, что в будущем удастся использовать этот подход для замены клеток, потерянных или неадекватно функционирующих в результате других, более распространенных, заболеваний сетчатки», – говорит руководитель работы клеточный биолог доктор философии Джейсон Мейер (Jason Meyer), доцент кафедры биологии Школы наук Университета Индианы-Университета Пердью в Индианаполисе.

Самой распространенной причиной слепоты во всем мире является макулярная дегенерация. Этим заболеванием страдают 25–30 миллионов человек. Полтора миллиона человек на планете больны пигментным ретинитом.

Так как индуцированные плюрипотентные клетки могут быть получены из клеток самого нуждающегося в них пациента, их использование позволяет избежать реакции отторжения трансплантата.

С другой стороны, сетчатка представляет собой относительно легко доступную часть центральной нервной системы, что делает ее привлекательной мишенью для коррекции с помощью индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Ученые надеются, что, если ответственный за нарушение зрения генный дефект скорректировать в индуцированных плюриптентных стволовых клетках, эти клетки будут способны восстановить зрение.

Статья об исследовании опубликована в интернет-издании журнала Stem Cells.