Академическая карьера со школьной скамьи

Сегодня залогом поступления в вуз может стать не только хороший балл по Единому госэкзамену, победа в вузовской или всероссийской предметной олимпиаде, но и удачное выступление на крупной научной конференции школьников. Один из наиболее популярных подобных форумов в России – научная конференция «Харитоновские чтения», которые ежегодно проходят в Сарове – на протяжении 11 лет. Школьник, приехавший на эту конференцию, должен не только справиться со сложными олимпиадными задачами, но и удачно защитить научный проект, подготовленный им в рамках участия в Научном обществе учащихся (НОУ).

НОУ – пожалуй, важнейшее приобретение российской школы за последние десятилетия. Подобная организация научно-исследовательской деятельности в школе помогает не только сформировать у учащихся представление о научном способе познания. НОУ – ещё и своеобразный фильтр по отбору наиболее одарённых детей и одно из звеньев системы подготовки будущих научных работников. Так, скажем, в Нижнем Новгороде при Институте прикладной физики (ИПФ) РАН работает Школа юного исследователя, где старшеклассники проводят самостоятельные исследования под руководством научных сотрудников и аспирантов ИПФ РАН. Впоследствии большинство этих ребят становятся студентами факультета «Высшая школа общей и прикладной физики» (ВШОПФ) Нижегородского госуниверситета им. Н. И. Лобачевского, которые также учатся на территории Института прикладной физики. Так школьный уровень постепенно сменяется университетским и академическим.

Кроме того, НОУ позволяет будущим учёным уже со школьной скамьи обрастать международными связями в профессиональном сообществе. Например, в мае 2011 года три ученика профильных «физических» классов нижегородского лицея № 40 – Полина Шалаева, Лев Юровский и Григорий Астрецов – представляли свои исследования в Лос-Анджелесе, на крупнейшем в мире международном конкурсе научных работ старшеклассников Intel ISEF – 2011. Полина Шалаева получила четвёртую премию Grand Awards в номинации «Физика и астрономия» за работу в области оптических измерений. Аналогичная награда досталась Григорию Астрецову и Льву Юровскому за проект «Настольная модель многослойной магнитной наночастицы». Работа ребят также была отмечена специальным дипломом Американской ассоциации учителей физики и Американского физического общества.

600_jurovskijj_astrecov600.jpg Рис. 1. Григорий Астрецов и Лев Юровский представляли на Intel ISEF – 2011 работу «Настольная модель многослойной магнитной наночастицы».

Всего в конкурсе, проходившем под патронажем некоммерческой организации Society for Science & Public, участвовали более полутора тысяч школьников из 65 стран мира, в том числе и 17 юных исследователей из России. К слову сказать, призовой фонд этого конкурса, среди спонсоров которого значатся Google, ВВС США и Intel Foundation, в этом году превысил четыре миллиона долларов.

Российские научные конференции школьников, конечно, пока не могут предложить такие внушительные призовые, однако яркое выступление, скажем, на Харитоновских чтениях, в некоторых случаях засчитывается в качестве вступительного экзамена в вуз или приравнивается к 100-балльным сертификатам ЕГЭ.

Однако есть у НОУ и один существенный недостаток: определить, насколько ученик самостоятельно выполнил научный проект и не сделал ли научный руководитель работу за него, практически невозможно. Участник Харитоновских чтений 2010 года, десятиклассник Нижегородского физико-математического лицея № 40 Всеволод Лебедев, результаты исследования которого были даже опубликованы в журнале «Потенциал» (В. С. Лебедев. «Двигатель Герца – Квинке». Потенциал, 2010, № 9), так решает для себя этот вопрос: «По моим ощущениям, наш вклад в работу был примерно одинаковым. Конечно же, без помощи научного руководителя не обошлось, но в то же время половину работы я выполнял сам».

По словам школьника, над решением задачи, поставленной перед ним его научным руководителем, учителем физики Петром Савкиным, он работает уже довольно давно. «Я занимаюсь этим второй год, и тема для исследования ещё не исчерпана, – уточняет он. – Постановка задачи с начала работы почти не изменилась: создать удобную рабочую установку и разработать качественную теорию движения ротора. Одна из проблем связана с крайне высокой чувствительностью системы к изменению положения электродов».

Свою работу Сева Лебедев проводит в Школе юного исследователя ИПФ РАН. Учиться в ШЮИ – то есть заниматься самостоятельными исследованиями под руководством научных работников института, преподавателей нижегородских вузов или школьных учителей – может любой нижегородский школьник. Школа юного исследователя – одно из звеньев выстроенной в ИПФ РАН разветвлённой системы подготовки будущих научных работников. К «школьным» элементам этой системы относятся также традиционный летний физико-математический лагерь и профильные физические (а с 2010 года ещё и биофизические) классы физико-математического лицея № 40.

Школьники из ШЮИ учатся в ИПФ РАН вместе со студентами ВШОПФ, многие из которых после окончания вуза становятся аспирантами Института прикладной физики, а некоторые и научными руководителями в Школе юного исследователя. В этом смысле успех нижегородских школьников на Intel ISEF – 2011, чьи работы были отмечены сразу несколькими престижными премиями, вполне закономерен. Уникальная система «выращивания» научных кадров, созданная в ИПФ РАН, продолжает демонстрировать свою эффективность.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.4 (5 votes)
Источник(и):

1. Наука и технологии РФ