Завершился межконтинентальный пробег самоуправляющихся автомобилей

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Это беспримерное путешествие началось 20 июля в Парме (Италия), а закончилось вчера, 28 октября, в Шанхае (Китай). Два электровэна без водителей проехали друг за дружкой 13 тыс. км по заранее неизвестному маршруту, протянувшемуся через Восточную Европу, Россию, Казахстан и даже пустыню Гоби.

Идея и её успешное исполнение — на счету итальянской фирмы VisLab, которая, помимо прочего, вспомнила о своём удивительном древнем соотечественнике по имени Марко Поло. Да-да, столь же беспримерный путь из Венеции в Китай. Повторить телодвижения Поло сложно, поскольку в точности его маршруты неизвестны, но в первом приближении… почему бы и нет?.. Машины, к которым VisLab затем основательно приложила руку, изготовлены итальянской компанией Piaggio, которая известна своими мотороллерами. Спонсор проекта — Европейский исследовательский совет (European Research Council); его интерес — в «совершенствовании правил дорожной безопасности» и… развитии технологий, которые когда-нибудь ликвидируют водителей как класс.

Если коротко, схема эксперимента такова: лидирующий мини-вэн, в котором, как и в ведомом, всегда находятся два человека, допускает ручное управление, но стремится его избегать; ведомый, идущий «след в след» за головным, принципиально не управляется человеком. Двое в обеих машинах — это оператор (компьютерщик, программист — как угодно), отвечающий за автоматическую систему управления, и инженер, на всякий пожарный случай сидящий на месте водителя.

Электровэны оборудованы в общей сложности дюжиной приборов: четырьмя лазерными дальномерами на «солнечной тяге» (это принципиально, как и экологичность машин), семью видеокамерами и GPS-устройством. Весь этот комплекс управляется автоматической системой, названной GOLD (Generic Obstacle and Lane Detector). GOLD анализирует (и накапливает — надо полагать, самообучается под руководством человека) информацию, поступающую с «датчиков», и задаёт скорость машины и направление движения, невзирая на трафик, погоду и прочие «препятствия». Собранная головным авто информация передаётся ведомому и анализируется, чтобы приготовиться к дальнейшим передрягам.

Да, любопытно ещё и то, что маршрут заранее не прокладывался. Система действовала, что называется, по обстановке. Двигались по тем дорогам, которые были впереди; ничего не выбирали, не просчитывали.

Мы не знали маршрута, — подтверждает инженер-исследователь Изабелла Фредрига. — Я имею в виду, мы не представляли, какие будут дороги, сумеем ли мы ехать по шоссе или «просёлку», будем ли тащиться в пробках или двигаться комфортно, кто нас будет окружать — сумасшедшие лихачи или дисциплинированные водители… В общем, мы почти всё это и испытали».

Приходилось ли вмешиваться в действия «автопилота»? — Разумеется. Редко, но бывало. Участники пробега вспоминают, что пришлось перехватить управление в московской пробке (ну конечно!), потом были проблемы со въездом на шоссе… Смешно, но однажды… дело было «неподалёку от Москвы»… машина остановилась, чтобы «подобрать автостопщика».

im_600_2.png Рис. 1. Настоящие герои пробега.

А так руль всегда управлялся компьютером, — поясняет руководитель проекта Альберто Брогги, профессор Пармского университета. — ПК шлёт команду — рулевое колесо приходит в движение, поворачивается, мы едем, избегая, разумеется, всяческих препятствий… Ну а общая идея заключалась в долгом путешествии по двум континентам, по разным странам, в разных погодных и дорожных условиях, с разной дорожной инфраструктурой. Только так мы могли получить весь спектр нестандартных ситуаций, чтобы испытать систему».

Кстати, по словам профессора, самоходная технология поможет в исследованиях по улучшению водительских навыков. Кроме того, проглядывается её применение в сельском хозяйстве, горном деле, строительстве…

Электровэны двигались со скоростью максимум 60 км/ч. После 2–3 часов пробега следовали 8 часов «заправки» батарей. Цикл, конечно, угнетающий.

Иногда это действовало на нервы, что неизбежно приводило к человеческим ошибкам, — говорит Изабелла Фредрига. — Из-за этого было несколько жутковатых моментов, когда ведомая машина «въезжала» в лидера. А всё потому, что после остановки мы просто забывали выключить систему… просто забывали…»

Но теперь всё позади. Вчера, 28 октября, оранжевые итальянские «самоходки», как и планировалось, прибыли на выставку Shanghai Expo.

По материалам:

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.9 (7 votes)
Источник(и):

1. Popular Science

2. compulenta.ru