В Москве обсудили перспективы развития национальных исследовательских университетов
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
В Москве, в медиа-центре газеты «Известия», 26 мая прошёл круглый стол «Национальные исследовательские университеты: перспективы развития».
В работе круглого стола приняли участие замруководителя Роснауки Александр Клименко, ректор МФТИ (ГУ) Николай Кудрявцев, первый проректор Национального исследовательского технического университета МИСиС Наталья Третьяк, первый проректор по научной работе МГТУ им. Н. Э. Баумана Константин Демихов, проректор НИЯУ МИФИ Михаил Панин.
Как сообщает пресс-служба Минобрнауки, в ходе круглого стола участники обсудили механизмы реализации программ развития национальных исследовательских университетов, представители университетов рассказали о процедуре конкурсного отбора НИУ, обменялись мнениями по вопросам целей, задач, ожидаемых результатов от реализации программ развития университетов.
Александр Клименко отметил, что средства, выделяемые на создание сети национальных исследовательских университетов, «вкладываются в будущее», поскольку они направляются на улучшение оснащённости вузов, т. е. решается целый комплекс задач, в т. ч. омоложение науки и высшего образования, повышение качества и объёма исследований. Александр Клименко призвал руководителей университетов-победителей конкурсов к более тесному сотрудничеству между вузами: «все исследовательские университеты должны взаимодействовать друг с другом, обмениваться опытом и пытаться вместе избежать тех трудностей, которые могут возникнуть на пути реализации программ развития».
Каждый университет формировал свою программу развития с учётом специфики деятельности, своей истории и накопленного опыта. По словам Михаила Панина, «национальный университет должен ориентироваться на лидерство в крупных приоритетных направлениях, которые решают общенациональные задачи». В свою очередь, Наталья Третьяк отметила, что «среди приоритетов МИСиС в образовательной сфере — ориентация на потребности работодателей, а в научной — омоложение научного состава вуза и коммерциализация разработок».
Николай Кудрявцев в своём выступлении наибольшее внимание уделил важности именно конкурсного механизма определения исследовательских университетов, при этом «конкурс был сложный, и никто не был уверен в его результатах. Вместе с тем, результаты конкурса НИУ сегодня признаются как среди университетов, так и среди широкой общественности, что подтверждает, что процедура была выстроена правильно».
В работе круглого стола также приняли участие представители вузов, участвовавших в конкурсном отборе, но не победивших. По их оценкам, конкурсная процедура был прозрачна и справедлива, и выразили надежду на сотрудничество с национальными исследовательскими университетами по отдельным направлениям развития науки и образования.
В целом, участники круглого стола сошлись во мнении, что создание сети национальных исследовательских университетов способствует повышению уровня конкуренции в науке и повышению уровня конкуренции среди университетов.
Национальный исследовательский университет (НИУ) — реальное воплощение нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности, призванной взять на себя основную нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора российской экономики.
Исследовательский университет — высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
Стратегической миссией НИУ является содействие динамичному развитию научно-технологического комплекса страны и обеспечение его необходимыми людскими ресурсами, сбалансированными по численности, направлениям подготовки, по квалификационной и возрастной структуре с учетом необходимых темпов их обновления и прогнозируемых структурных преобразований в науке и экономике.
Основной задачей государственной поддержки института НИУ является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и профессионального образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством Российской Федерации сроком на 10 лет. Университет по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишен категории «национальный исследовательский университет».
Указом Президента России Дмитрия Медведева от 7 мая 2008 года были созданы Национальный исследовательский ядерный университет (на базе Московского инженерно-физического института (государственного университета)) и Национальный исследовательский технологический университет (на базе Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов»).
Первый конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», был объявлен 1 августа 2009 года. В конкурсе участвовали программы развития 110 университетов. С учётом результатов независимой экспертизы и двухэтапного обсуждения конкурсной комиссией путём тайного голосования были выбраны 12 вузов-победителей, которые получили категорию «национальный исследовательский университет» и средства из федерального бюджета на финансирование своих программ развития на 2009—2018 годы в объёме до 1,8 млрд. рублей каждый.
Второй конкурсный отбор программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», был объявлен 15 февраля 2010 года. К участию в конкурсе были допущены программы развития 128 университетов. 19 апреля конкурсной комиссией были определены 32 финалиста второго конкурса, а 26 апреля — 15 победителей. По материалам пресс-службы Минобрнауки
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев