Священнослужители об искусственной клетке
Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.
Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.
Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru
Американский ученый Дж. Крейг Вентер сообщил, что сумел сконструировать живую клетку, используя искусственную ДНК . Иными словами, человек впервые своими руками создал жизнь.
«Как бы вы прокомментировали это открытие с религиозной точки зрения? Какие последствия оно может иметь?» – с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, отметил, что, по его сведениям, речь идет не о живой клетке как таковой.
«Дело в том, что в реально существующую бактерию удалось «встроить» синтезированную ДНК, и она «заработала». Таким образом, удалось создать новый вид бактерий. Была решена чрезвычайно трудная задача. Как было сказано, на ее решение ушло пятнадцать лет, и было потрачено сорок миллионов долларов. Решение этой задачи открывает перспективы создания новых видов бактерий с заранее запрограммированными свойствами», – сказал он.
«Разумеется, как и всякое открытие, оно несет в себе как положительные, так и отрицательные перспективы. Так, оно может привести к созданию новых мощных инфекций, нового бактериологического оружия. Но до этого, по-моему, еще очень далеко. Тем не менее, правильно поступил президент США Обама, призвав вынести этому открытию этический вердикт», – добавил протоиерей.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, слышал «восторженные и сногсшибательные» комментарии по этому поводу и даже видел эту синтетическую клетку по телевизору.
«Я, конечно, не специалист в этой области, но для меня совершенно очевидно, что создание этой так называемой «живой клетки» и творение жизни Господом Богом – вещи абсолютно разных порядков, между которыми нельзя ставить знак равенства. Это открытие не имеет никакого отношения к жизни в ее религиозном евангельском понимании. Здесь можно говорить лишь о технологически удачном опыте, который, видимо, откроет новые перспективы в развитии биотехнологий», – сказал он.
Игумен Мелетий (Соколов), преподаватель Московской духовной семинарии, считает заявление, что человек собственными руками создал жизнь, преувеличением или рекламным трюком.
«Речь, по-видимому, идет о создании модели или об очередной, может быть, удачной попытке «программирования» живой материи. Это явление того же порядка, что и клонирование. В обоих случаях человека нельзя назвать творцом жизни, как бы ему этого ни хотелось», – сказал он.
«Только Господь Бог может превратить неживое в живое. Это открытие, как и любое другое не способно поколебать основы религиозного мировоззрения. А ученые в любом случае не должны забывать о той ответственности, которую они несут перед Богом и людьми за попытку вмешиваться в естественные жизненные процессы и за те последствия, к которым это может привести», – добавил игумен.
Священник Георгий Рощин, зам. пред. отдела МП по взаимоотношениям Церкви и общества, полагает, что не стоит спешить с выводами по поводу заявления американского ученого.
«Конечно, это весьма значимое событие в научной жизни. Но не стоит заранее делать далеко идущих выводов. Будем следить за продолжением исследований. Ведь любое такое достижение скрывает за собой проблемы, которые могут встать перед человечеством. И об этом Церковь говорит, когда призывает научное сообщество, ученых, работающих над рискованными проектами, думать о нравственной составляющей их открытий», – подчеркнул он.
«Церковь приветствует научные изобретения, которые способствуют излечению тех или иных заболеваний. Но если исследование приведет к тому, что человек с отвратительной самонадеянностью вообразит себя Богом-Творцом, то для верующего человека, конечно, это недопустимо», – подытожил отец Георгий.
«Очередным одурачиванием людей» назвал опубликованную информацию о создании живой клетки председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев).
«Человек может смастерить табуретку, но создать жизнь – это под силу лишь одному Богу. Выше головы не прыгнешь. Человеку не дано сотворить что-либо живое», – уверен он.
«Не думаю поэтому, что описания этого достижения соответствуют действительности. И нужно помнить, что последствия от экспериментов подобного рода могут быть страшные», – подытожил отец Платон.
Илдус-хазрат Фаиз, заместитель муфтия ДУМ Татарстана, считает, что попытка поставить человека на место Бога – это ослепление гордыней.
«Утверждать, что человек своими руками создал жизнь – это святотатство. Мы создаем те или иные вещи только по внушению Всевышнего, который дал нам разум. Поэтому то, что люди якобы создают искусственно, в основе своей все равно имеет натуральный материал, не сотворенный человеком», – заметил он.
«Безусловно, надо всегда думать о нравственном значении научных открытий: где и как оно будет использоваться. Главное, чтобы созданное нами не обернулось против нас», подытожил Илдус-хазрат.
Заместитель муфтия Татарстана по религиозным вопросам Сулейман-хазрат Зарипов уверен, что открытия, неугодные Богу, сделаны не будут.
«Я как человек который знаком с текстами не только Корана, но Евангелия и Торы, хочу напомнить, что в них есть тексты, касающиеся будущего человечества. Исходя из них, становится ясно, что человек не сможет клонировать себя. Возможно, будут опыты, но они не увенчаются успехом. Если бы Всевышний допустил этому случиться, то такое значимое событие обязательно было бы отражено в священных книгах», – заметил он.
«Зачастую ученые ослеплены гордыней и не знают главного: что мир создан Господом и без Его воли они не смогут продвинуться в своих исследованиях», – подытожил Сулейман-хазрат.
Сильно сомневается в реальности открытия американского ученого председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев.
«Как верующий человек, я не могу поверить, что кому-то удалось искусственно сконструировать жизнь. Жизнь дает Всевышний, а не какой-то ученый», – сказал он.
По словам муфтия,
«если подобные эксперименты будут продолжаться, то вряд ли они принесут пользу. Нельзя искусственно создать живой организм!»
«Если все-таки предположить, что в ближайшем будущем будет искусственно создан человек, то такой эксперимент приведет к прямым нарушениям цепи природных явлений», – заключил Анас-хаджи.
Максуд Садиков, вице-президент, ректор Северо-Кавказского университетского центра исламского образования и науки, призвал религиозную общественность не опасаться научных открытий.
«Любое новое открытие – это выявление и выяснение силы и мощи нашего Создателя. Поэтому их не нужно бояться», – сказал он.
Максуд Ибнугаджарович считает, что
«открытие Вентера не принесет ничего плохого». «Если ученый сумел создать живую клетку, что вообще очень маловероятно, то, скорее всего, она работает на автоматическом механизме и в ней нет души, которая всегда только и беспокоила и будет беспокоить представителей религий. Вряд ли сконструированная американским ученым клетка окажется поистине живой», – заключил Максуд Садиков.
Раввин Цви Пинский, директор санктпетербурского еврейского общинного центра «Бейт-Хабад», отметил, что с науки никто не снимал этическую ответственность.
«С точки зрения иудаизма, этот вопрос неоднозначен. Иудаизм никогда не чурался достижений науки, если они не противоречат Галахе (еврейскому закону). Например, в рамках еврейской религии разрешено искусственное оплодотворение. Но, конечно же, вопрос о создании «искусственной жизни» порождает ряд этических проблем. Вопрос здесь стоит так: можем ли мы создавать новую жизнь не тем способом, как это установил Бог? Смеем ли мы присваивать себе полномочия Творца?», – заметил он.
«Великий мудрец Маймонид, живший в XIII веке, рассуждая о запрете смешивать духовно несовместимые сущности, такие как мясо и молоко, шерсть и лен, пишет: «Смешивая различные сущности, мы как бы утверждаем, что Бог не до конца создал мир, что мы можем творить и без Бога». С этой точки зрения, такое новшество как искусственное создание новой жизни, будет безнравственным.
С другой стороны, иудаизм вовсе не отрицает идею вмешательства в «естественный» ход вещей. Сама Тора обязывает людей лечиться у врачей, если есть такая необходимость. То есть логика:
«Бог сделал меня больным, как я смею нарушать Его промысел? Бог не дал мне детей, будет грешно делать попытки забеременеть» – иудаизму глубоко чужда. И с этой точки зрения, чем создание новой клетки будет отличаться от того же искусственного оплодотворения?» – сказал раввин.
«Однозначный ответ здесь могут дать только выдающиеся современные раввины, авторитеты в области иудейского закона. И если создание новой клетки из научных прогнозов становится практической реальностью, то, безусловно, решение по этому поводу будет вынесено. А пока этого не произошло, я могу высказать только самые общие соображения: здесь принципиально то, какова цель. Если мы просто балуемся с наукой, ставим опыты, то это неприемлемо. Если же, например, создание новой клетки может принести пользу людям, решить медицинские проблемы – то это, безусловно, позитивно и осмысленно», – подытожил он.
Священник Эдуард Шатов, директор центра семьи Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве, выразил сомнение, что сообщение об открытии Вентера соответствует действительности.
«Но в любом случае к исследованиям такого рода следует подходить очень осторожно, ставя на первый план этические вопросы, а не цели эксперимента», – сказал он.
По его словам,
«в настоящий момент может показаться, что наука способна творить чудеса, – в частности, создавать живую материю и манипулировать ею. Поэтому следует ответить себе на вопрос: допустимо ли это этически, а также возможно ли это принять и распоряжаться этим разумно? Ответ таков: в современном контексте Церковь призывает воздерживаться от подобных исследований, особенно с живой материей и созданием живых клеток».
«В Библии говорится, что сердце человеческое сложно и больно. Это значит, что даже самые выдающиеся открытия, которые в принципе могли бы пойти на благо всему человечеству, вызывают лишь искушение стать богом без Бога. Иными словами, снимаются фактически все этические запреты, начинается полная манипуляция человеческой природой. При этом вопрос, кто такой человек и в чем смысл его жизни, даже не ставится», – отметил священник.
Касаясь последствий данного открытия, Эдуард Шатов заметил, что
«оно представляет человека больше вещью, которой можно манипулировать, нежели личностью, заставляя нас смотреть на него как на обычную материю, которой можно распоряжаться ради своих утилитарных целей».
В этой связи отец Эдуард призвал всех ученых воздержаться от подобных исследований или хотя бы быть очень осторожными в своих экспериментах.
Пресвитер Виталий Власенко, руководитель отдела внешних церковных связей Российского союза евангельских христиан-баптистов, не верит заявлению американского ученого.
«Я как представитель религиозной общественности могу ответственно заявить, что такое заявление, скорее всего, является «уткой» или ловким пиарским ходом. Человек не может создать полноценную живую клетку. Это будет лишь ее подобие и недостатки такой клетки очень быстро обнаружатся», – сказал пресвитер.
«Человек может создать робота, наделенного интеллектом. Но только Богу принадлежит свойство создавать живые организмы», – подытожил Виталий Кириллович.
Обычной газетной «уткой» назвал опубликованное в СМИ сообщение о создании американским ученым Вентером живой клетки из искусственной ДНК председатель Союза православных граждан Валентин Лебедев.
«Вряд ли эта «живая клетка» может размножаться, как то себе представляют большинство обывателей. Поэтому комментировать этот эксперимент с серьезной точки зрения совершенно невозможно», – сказал он.
Валентин Владимирович рассказал, что недавно ему удалось побеседовать с учеными биологами, которые в ходе разговора ему сообщили, что «органическая клетка не может сама по себе родиться из неорганической материи». «И доказательства тому вокруг нас: в нынешних жизненных условиях все неорганическое отчего-то не спешит превращаться в органическое», – заключил Валентин Лебедев.
- Источник(и):
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Довольно лояльные речи. Это радует, учитывая что большинство людей слушают священнослужителей.
А живая или не живая так это пусть теологи рассматривают, все какое-никакое дело будет.
Мое же IMHO – да живая. И что самое – главное передает признаки по наследству.
Нашли кого спросить. Ответы на уровне десятиклассников-троечников!
Слабовато. Почти везде обыкновенный витализм, я бы на месте этих господ не делал бы ставку на человеческую слабость, ибо реальность и так уже неоднократно показала, что человеку вполне по силам и атом расщеплять в тех или иных целях, и другие подобные вещи осуществлять, и задача этики — не спорить о возможности сделать тот или иной шаг, а задавать вопросы о его желательности и этичных способах применения конкретных технологий.
Да, сабж еще нельзя назвать полностью искусственной жизнью, но мы уже вплотную подходим к возможности сборки живых систем из неживых компонентов, и пора бы уже признать, что жизнь — никакая не магия, а системное свойство их взаимодействия. И если сейчас кто-то сделает этот эксперимент с нуля, то недальновидные священники потеряют значительное количество потенциальной паствы, как в свое время — благодаря заявлениям о плоской Земле, невозможности полета и тому подобным репликам. Заявление об отсутствии «души» у искусственной бактерии и о ее наличии у бактерии «естественной» оставлю без комментариев. Короче, почти 100% ПГМ (у некоторых замечены вполне себе здравые идеи).
Каким могло бы быть идеальное биоэтическое заявление с религиозной позиции?
«Это жизнь. Не сегодня, так завтра она будет воспроизведена руками и разумом человека и станет предметом творчества. Бог, проектируя мир человека, предоставил ему безграничную свободу наращивания творческих возможностей, по своему образу и подобию. Но большие возможности — это ещи и большая ответственность, с их помощью можно творить очень большое благо и очень большое зло, в чем мы убедились в 20 веке. Потенциально для человека нет никаких преград, чтобы проектировать новую жизнь, достичь бессмертия, заселять космос, постигать тайны психики и разума, создавать искусственный интеллект и развивать имеющийся естественный. Все, что может Бог, когда-нибудь сможет и человек при условии: ответственность, осознанный выбор, осмысление. Только этот путь ведет вперед и вверх, к Истине, к Богу.»
А какова их позиция сегодня?
«Вася, негодник, с чем ты там таким гадким играешься, я же сказал — нельзя! Нельзя, потому что я сказал. Ты же все равно не сможешь никогда это сделать. Еще раз увижу — задницу надеру! Ну-ка марш в угол…» и т. д. и т. п.
У меня есть «тезис примирения». Ему уж лет 20, я его придумал исключительно для личного использования :) –
Бог создал человека для того, чтобы он стал лучше своего Создателя.
Это конечно с точки зрения религии довольно крамольная мысель, но она хоть как-то объясняет то, как «это» всё появилось и куда «оно» идёт.
А иначе зачем создавать человека. Xотя и пути Господни неисповедимы..