Стресс сводит положительные эффекты диеты на нет

Стресс бывает разным, но уж только не прекрасным!

Проведённые американскими исследователями опыты на мышах показали, что диета изменяет реакцию мозга животных на стресс.

Экспериментаторы урезали рацион части грызунов на четверть, в результате чего за три недели животные потеряли 10–15 процентов массы тела; это можно считать адекватной моделью похудения у людей. Затем учёные специально создавали стрессовые ситуации и следили за тем, как мыши из контрольной и тестовой групп будут справляться с такими воздействиями. Уровень глюкокортикоидного гормона кортизола, естественного спутника стрессовой реакции, в крови похудевших животных оказался повышенным и дольше сохранял это значение.

На следующем этапе подопытным дали возможность вернуться к начальному весу. Им предлагали стандартные лабораторные порции, а на один час в день они получали доступ к еде с высоким содержанием жира. Оказавшись в стрессовой ситуации, такие животные поглощали значительно больше вредной пищи и демонстрировали более высокие уровни гормонов, стимулирующих аппетит, и белка, способствующего выделению кортизола.

fat.jpg Рис. 1. Определить, какая из этих мышей сидела на диете, не так-то просто. (Фото Liangyou Rui, U-M Medical School).

Эти эффекты учёные связали с долговременными (сохранявшимися как минимум на два месяца — существенный промежуток времени в жизни мыши) изменениями экспрессии генов, вызванными метилированием ДНК. «Диета, таким образом, может программировать реакции мозга на будущие стрессовые воздействия, — говорит руководитель работ Трейси Бейл (Tracy Bale) из Пенсильванского университета. — Мозг начинает работать против человека, который стремится сбросить вес».

Эти данные хорошо согласуются с давно обнаруженной закономерностью: многие люди вполне способны на некоторое время сбросить несколько килограммов, но не могут закрепить успех и вскоре возвращаются к исходному состоянию или набирают дополнительный вес.

Полная версия отчёта опубликована в издании Journal of Neuroscience.

1. Science