Расходы госкомпаний отправлены на пересчет

фото с сайта kremlin.ru

Дмитрий Медведев поручил Счетной палате проверить, куда уходят деньги госкомпаний. По мнению президента, промышленные гиганты недостаточно средств вкладывают в научно-техническое развитие. Но из-под палки тратить деньги на инновации и модернизацию заставить невозможно.

Дмитрий Медведев недоволен тем, как государственные компании расходуют деньги. В понедельник президент поручил Счетной палате проверить эффективность инвестиционных программ госкомпаний.

Нам небезразлично, куда расходуются гигантские средства, которые накапливаются государственными компаниями», – заявил Медведев.

Президент отметил, что на инвестиционные цели госкомпании планируют потратить 2,5 трлн рублей.

Эта цифра поражает. Однако если говорить об инновациях, модернизации экономики, о создании современных средств управления – это ничтожные цифры», – пояснил глава государства суть своих претензий.

Разговор о расходах госкомпаний зашел еще в конце прошлого года, когда Дмитрий Медведев поручил своей администрации и правительству разработать для отраслевых госкомпаний отдельные задания по развитию и финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Тогда президент, в частности, указал на то, что государственная «Роснефть» в научном плане в разы отстает от частного «ЛУКойла», не говоря уже о зарубежных компаниях.

Основная денежная масса аккумулируется в энергетических компаниях, в первую очередь, «Роснефти» и «Газпроме».

Газовая монополия запланировала в этом году инвестиции в объеме 802,4 млрд рублей, «Роснефть» официально свои планы не раскрывает, однако, как рассказал «Газете.Ru» аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, нефтяники планируют инвестировать в 2010 году около $7,5 млрд, то есть примерно 222 млрд рублей по нынешнему курсу. Суммы впечатляющие, однако деньги эти идут в основном на увеличение объема добычи и экспорта.

Нефтяники – «Роснефть», «Газпром нефть», «Транснефть» – в первую очередь направляют финансовые потоки на расширение операционной деятельности, а именно на обустройство новых месторождений и поддержание добычи на старых, – говорит Лютягин. – Вторым по приоритетности идет создание новой инфраструктуры – трубопроводы и морские перевалочные пункты».

Наглядный пример – запуск нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), состоявшийся в конце прошлого года. Только строительство первой очереди ВСТО обошлось в 360 млрд рублей.

Нефтяники вынуждены тратить деньги на эти цели, признают эксперты. С 1990-х годов на протяжении 10–12 лет инвестиции в новые проекты практически не велись, и поэтому сейчас, когда встает вопрос компенсации падения добычи на старых месторождениях, компании должны вкладывать деньги в замещение, причем в ускоренное. В частности, «Роснефть» разрабатывает Ванкорское месторождение, инвестиции в которое, по оценкам, могут достигнуть 100 млрд рублей.

Аналогичная ситуация у «Газпрома» – монополия озабочена как добычей (наиболее заметным проектом является Штокман, который потребует, по прогнозам, приблизительно 450–570 млрд рублей), так и транспортировкой – здесь основной упор делается на проекты «Северный поток» и «Южный поток», 316 млрд рублей и 366 млрд рублей соответственно.

Если президент недоволен таким расходом средств, то вопрос надо, наверное, ставить только об эффективности их использования, – считает Лютягин. – Что же касается перенаправления средств на другие проекты или сферы, то для компаний ТЭК это неправильно. Их задача состоит в добыче и переработке».

Но из-за весьма скудных вложений в технологическую сферу из года в год накапливается неэффективность управления, логистики и энергопотребления. Это приводит к дополнительным расходам и самих компаний. Иллюстрацией может послужить ситуация с отечественным программным обеспечением в нефтегазовой отрасли, говорит Дмитрий Александров из ИК «Универ Капитал». В частности, компания «Нефтегазсервис» была вынуждена заказывать специальное ПО для геофизических и сейсмических расчетов – российские программы такого типа просто отсутствовали в природе.

Но российский бизнес скорее готов нести подобные расходы, чем активно идти в инновации.

Это происходит как по причине законодательного несовершенства, так и в силу рискованности и длительной окупаемости таких вложений», – говорит Александров.

Насильно заставить компании вкладывать деньги в модернизацию невозможно, подытоживают эксперты; здесь должен быть целый комплекс стимулирующих мер.

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

http://www.gazeta.ru/…313213.shtml