Наночастицы как основа защитных покрытий для реставрации живописи

Исследователи из Италии разработали новые неорганические наночастицы, которые могут одновременно восстанавливать живопись и предохранять ее от дальнейших повреждений. По их словам, этот метод может применяться для безопасной обработки многих предметов культурного наследия, в отличие от полимерных покрытий, использующихся в настоящее время.

Сохранение и реставрация живописи весьма важна, так как, например, фрески позволяют заглянуть нам назад, в историю. Обычный метод, который в настоящее время применяется реставраторами и музейными работниками заключается в нанесении на картину покрытия из акрилового полимера, однако со временем такое покрытие желтеет, становится заметным, и, в долгосрочной перспективе, повреждает предмет культурного наследия.

Пьеро Баглиони (Piero Baglioni) с коллегами из Университета Флоренции разработал наночастицы гидроксидов щелочноземельных металлов, которые могут быть нанесены на фрески и другие предметы изобразительного искусства, которые не только создают эффективный барьер против дальнейшего повреждения предметов старины, но и помогают их реставрировать.

Баглиони поясняет, что большая часть настенных живописей и скульптур созданы из известняка – осадочной породы, главным образом состоящей из карбоната кальция. Кислые дожди и незначительное количество оксидов серы, содержащихся во влажном воздухе, приводит к переходу карбоната кальция в сульфат и, как следствие, повреждению предмета искусства.

Исследователи разработали наночастицы из гидроксида кальция, которые взаимодействуют с атмосферным диоксидом углерода с образованием карбоната кальция, защищая поврежденную часть скульптуры или фрески. Баглиони отмечает, что в ходе такого процесса происходит прочное сцепление вновь образовавшегося карбоната кальция и карбоната кальция, входящего в состав предмета старины, а избыток карбоната кальция может обратить его разрушение и даже помочь реставраторам в восстановлении.

Новое покрытие очень просто использовать: наночастицы диспергируют в изопропаноле, после чего суспензия наносится кистью или распыляется на поверхность произведения искусства. В том случае, если произведение искусства очень хрупок на его поверхность помещают листок японской бумаги (бумаги с большими порами) и наночастицы поступают к фреске через поры в бумаге.

По словам Баглиони, химики из Флоренции получили наночастицы из гидроксидов кальция, стронция, бария и магния, причем все эти наночастицы могут оказаться полезными для различных целей – например гидроксиды кальция и магния могут использоваться для консервации бумаги, дерева и других целлюлозосодержащих материалов. Баглиони считает, что разработанный им метод можно применять для защиты всех типов поверхностей за исключением металлических.

1284017955c0025.gif Рис. 1. Наночастицы могут использоваться для реставрации и защиты настенной живописи (рисунок из Chem. Eur. J., 2010, 16, 9374).

Францеска Касадио (Francesca Casadio), специалист по консервации предметов старины из Института Искусств Чикаго отмечает, что работа Баглиони – не изобретение колеса – это объединение традиционных и инновационных подходов, возникшее в качестве концепции еще в семидесятые года ХХ века, и воплотившееся благодаря прогрессу в области нанохимии. Она надеется не только на то, что не только этот метод может быть использован для сохранения и восстановления старинных предметов искусства, но и на то, что в будущем будут созданы разработаны новые нанотехнологические подходы, которые могут быть использованы в уходе за предметами культурного наследия.

По материалам:

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

1.chemport.ru