Клетки общаются с помощью природных нанотрубок

Биологи из Бергенского университета (Норвегия) собрали доказательства существования оригинального способа клеточной коммуникации.

Ещё шесть лет назад авторы, наблюдая клетки почки в световой микроскоп, обнаружили соединяющие их нанотрубки, длина которых в несколько раз превышала диаметр самих клеток, и сообщили об этом открытии в журнале Science. Выяснилось, что такие нанотрубки содержат F-актин и могут использоваться различными клетками для передачи молекул. В чашке Петри иммуноциты, к примеру, «обменивались» ВИЧ-1, а прионы переходили от одного нейрона к другому.

При этом механизм связи клеток с помощью нанотрубок оставался неясным, и многие учёные отнеслись к этому исследованию скептически.

Полученные биологами новые данные свидетельствуют о том, что нанотрубки служат каналом передачи электрических сигналов на расстояние в 10–70 мкм, а помогают им в этом давно известные специалистам щелевые контакты. При отсутствии белков щелевых контактов или блокировании их действия электрическое соединение не устанавливалось.

Теперь нанотрубки попадают в область привычных биологических концепций, — говорит микробиолог Уолтер Моутс (Walther Motes) из Йельского университета. — Всё объясняется вполне логично».

formation.jpg Рис. 1. Образование нанотрубок, соединяющих клетки почки крыс (иллюстрация авторов работы).

По мнению норвежских исследователей, передача сигналов такого типа может координировать миграцию клеток в развивающемся эмбрионе. Нанотрубки могут представлять собой и дополнительный уровень соединения клеток в мозге, который сделает систему ещё более сложной.

Полная версия отчёта будет опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

1. Nature News