Близость к бизнесу

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

СПб. Развитие экосистемы инновационного предпринимательства во многом зависит от открытости вузов, их готовности зарабатывать и сотрудничать с бизнес-инкубаторами и инвестфондами

Федеральный закон №217, который позволяет вузам использовать научные наработки для создания малых инновационных предприятий, был принят в августе 2009 года. По данным Министерства образования, уже в январе 2010 года в России было создано около 200 таких предприятий.

Несмотря на положительную динамику, Виктор Авдеев, генеральный директор НПО «Унихимтек» и заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов химического факультета МГУ, считает, что вузам еще предстоит научиться оценивать, упаковывать и продавать те многочисленные изобретения, правами на которые они обладают.

«Закон дает возможности, которые глупо недооценивать», – говорил Виктор Авдеев на форуме от «От науки к бизнесу». По его мнению, денег у вузов сейчас даже больше, чем желания работать и выходить на рынок. Например, МГУ получил в этом году из госбюджета $160 млн, что сравнимо с бюджетами западных университетов.

По данным опроса компании «Балтика Бизнес Консалтинг», у большинства вузов даже нет отдела внедрения разработок, который отвечал бы за маркетинг и работу с внешним рынком.

«Закрытость вузов – это серьезная проблема. Вузы часто не желают вести переговоры по коммерциализации разработок, что в комплексе со слабым пиар-сопровождением приводит к тому, что масса патентов остается в стенах вуза», – констатирует Алексей Константинов, управляющий партнер компании «Балтика Бизнес Консалтинг».

Далеко не в каждом вузе есть необходимые специалисты. Например, патентные поверенные, первая задача которых – защищать разработки и готовить их к рынку.

«В Санкт-Петербургском государственном университете, насколько я знаю, работают три патентных поверенных. Можно предположить, что в штате небольших вузов таких специалистов нет вообще», – говорит Виктор Авдеев.

Сами вузы указывают на несовершенство законодательной базы. Например, текущее законодательство запрещает передавать в уставный капитал созданных инновационных компаний деньги, сдавать им в аренду помещение или оборудование. Для этого нужно проводить конкурсы.

Развитие технологических проектов часто требует больших инвестиций, которыми не всегда располагает университет. А инвесторы не готовы вкладывать в компании, где блокирующий пакет акций (по закону вуз может привлекать соучредителей, только если его доля в уставном капитале составит более 25%) принадлежит вузу.

Николай Тойвонен, проректор по развитию проектной деятельности СПбГУ ИТМО, уверен, что ситуацию с инвестором можно решить путем переговоров:

«С одной стороны, инвестор действительно не имеет полного контроля над компанией, с другой – участие университета является своеобразной гарантией качества тех результатов интеллектуальной деятельности, права на которые получает компания».

Однако основной проблемой остается дефицит людей, воспитанных в духе предпринимательства. Они до сих пор воспринимаются вузовской элитой как «торгаши в храме науки».

«Вузам предстоит понять логику бизнеса. Как продавать технологии, кто будет выступать заказчиком? Ответить на эти вопросы помогут талантливые студенты, посевные фонды, бизнес-инкубаторы», – считает Сергей Подузов, консультант бизнес-инкубатора «Ингрия». Инкубатор работает в тесной связке с вузами, открывает площадки на базе университетов (уже действует в ИТМО), вовлекает студентов в бизнес.

Роль инкубатора также может взять на себя наукоемкий бизнес. Так, Виктор Авдеев собирает на базе химфака МГУ, где работает лаборатория его компании, команды студентов-химиков и студентов Высшей школы экономики. Они по заказу его компании развивают проекты новых продуктов и на деле понимают, из чего состоит инновационный бизнес.

16 июня 2010, 00:00

Автор: Эльнара Петрова (elnara.petrova@gmail.com )

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

dp