Авиация и перспективы использования солнечной энергии с использованием нанотехнологий

-->

Энтузиасты альтернативной энергетики продолжают удивлять. 7 апреля 2010 года успешно завершился очередной этап амбициозного проекта Solar Impulse.

Самолет на солнечных батареях Solar Impulse, созданный швейцарцами, совершил свой первый полет. В воздухе одноместный летательный аппарат под управлением пилота Маркуса Шерделема провел немногим более часа.

Все это время за ним наблюдали сотни зрителей. Конструктор самолета Бертран Пикар находился на борту вертолета, летевшего рядом.

В начале декабря Solar Impulse пролетел около 400 метров на высоте один метр. Первый «полноценный» полет несколько раз откладывался из-за неблагоприятных погодных условий. 7 апреля в 10.32 по местному времени самолет взлетел с военного аэродрома в районе города Пайерн в кантоне Во.

Solar.jpgРис 1. Solar Impulse в полете

Размах крыльев Solar Impulse составляет 63,4 метра, его вес – 1,6 тонны. Около 12 тысяч фотогальванических элементов снабжают солнечной энергией четыре электромотора самолета мощностью 10 лошадиных сил.

Прочитать о проекте подробнее можно на его официальном сайте – http://www.solarimpulse.com/

Разумеется, подобный проект направлен прежде всего на то, чтобы показать широкой общественности, каковы возможности солнечной энергетики. Пропагандистский характер проекта подтверждает хотя бы то, что в числе людей поддерживающих его значатся такие личности как космонавт Buzz Aldrin или писатель Paulo Coelho.

С точки зрения обыденного сознания проект может выглядеть непрактично или даже нелепо, однако, бесполезно пытаться решать глобальные проблемы с точки зрения обыденности. Давайте подумаем, а еще лучше посчитаем. Если верить системе Wolfram Alpha, то в среднем в день человечество потребляет 15,45 трлн Киловаттт-часов электроэнергии. Мощность солнечного излучения, падающего на один квадратный метр поверхности Земли равна 1367 Вт/м^2. Делим одно число на другое, и на продолжительность суток.

Получаем площадь гипотетических солнечных батарей со 100% КПД, необходимых чтобы обеспечить все наши нынешние потребности в энергии. Эта площадь получается очень большой — почти пол миллиона квадратных километров. Невозможно представить. С чем бы сравнить? Сравним с площадью пустыни Сахара, и окажется, что эта супер батарея будет занимать всего … 0,5 процента её площади! Видя подобные цифры, понимаешь, насколько, на самом деле, мала человеческая цивилизация и её потребности, даже в масштабах родной планеты.

Разумеется, сразу возникает куча вопросов. Разве КПД фотогальванических элементов равен 100%? А как доставлять такую колоссальную мощность до потребителей? А учтены ли в вашем расчете такие «незначительные» факторы как земная атмосфера и наступление ночи в конце концов?

Однако для чего тогда существует этот сайт? Для чего нужны нанотехнологии? Быть может пройдет не так уж много времени, и мы сможем ответить на большую часть принципиальных и технических вопросов встающих в настоящее время перед проектами масштабного использования солнечной энергии. Тем более сегодня уже сделан большой шаг вперед в технологиях изготовления дешевых солнечных батарей (см. например статью).

Так что давайте думать, дамы и господа. И пожелаем удачи проекту Solar Impulse.

Опубликовано в NanoWeek,


Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 2.8 (5 votes)
Источник(и):

1. РИАН: Самолет на солнечных батареях испытывали в полете более часа

2. Русская версия презентации проекта SolarImpulse