Возможности применения нанотехнологий в авиапромышленности

-->

В Казани обсудили возможности применения нанотехнологий в авиапромышленности

Казань, 24 октября – Расширенное заседание Координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий состоялось в Казани. На заседании, которое провел заместитель генерального директора государственной корпорации «Роснано» Андрей Малышев, обсуждались возможности применения нанотехнологий в авиационной промышленности

Malyshev_A_B.jpg Андрей Малышев

«Взаимодействие «Роснано» и Татарстана – несколько особенное, – подчеркнул замглавы «Роснано», открывая заседание. – Мы пришли уже на готовую почву, нам уже идут готовые предложения и проекты. Нам поступают не просто проекты развития НИОКР, а комплексные решения задач создания производства новых материалов, опираясь на промышленный потенциал Татарстана».

По словам А.Малышева, «Роснано» и Правительство Татарстана выбрали несколько приоритетных направлений сотрудничества, и одно из них – применение нанотехнологий в авиастроении.

  • При использовании нанотехнологий могут производиться востребованные авиапромом композиционные материалы, гальванические покрытия, антистатические покрытия, клеи-герметики. Продукция, произведенная при помощи нанотехнологий, значительно превосходит таковую, сделанную традиционными методами.

А.Малышев сообщил, что сегодня делегация московских гостей посетила КАПО им.Горбунова и малое предприятие по производству авиационной техники «МВЕН».

«Мы смогли посмотреть, как сейчас используются композиционные материалы для производства самолетов», – отметил А.Малышев.

В ходе заседания были выслушаны доклады представителей авиапромышленной отрасли и различных научных центров – КГТУ им.Туполева, МГУ, ОАО «КНИАТ». Татарстанская сторона предложила «Роснано» ряд проектов по внедрению нанотехнологий в авиационную промышленность.

Андрей Малышев высказал пожелание разработчикам проектов – обязательно учитывать наличие бизнес-партнера как на этапе научно-исследовательских работ, так и на этапе коммерциализации проекта.

«У вас обязательно должен быть соинвестор», – заявил замлавы госкорпорации.

Pavlov_Boris.jpg Борис Павлов

По словам первого вице-премьера Правительства РТ Бориса Павлова, Татарстан может принимать участие в проектах через ИВФ и иные инструменты.

«Однако все же мы должны тщательно проработать вопросы соинвестирования», – подчеркнул Б.Павлов.

Между тем, российская авиационная промышленность уже крайне нуждается в новых композиционных материалах. Как напомнил технический директор КБ ОАО «Туполев» Лев Нездельский, российские самолеты всегда строились из отечественных материалов.

«В Ту-204 мы впервые применили много композитов – он тоже был из наших материалов, – сообщил Л.Нездельский. – Но их не хватало даже на то немногое количество самолетов, которое мы производим, и мы вынуждены были перейти на импортные, которые, однако нельзя использовать в военных целях. Так что российскому авиастроению очень нужны новые материалы».

В свою очередь директор ОАО «МВЕН» Виктор Ермоленко отметил, что маленькие предприятия, производящие легкую авиацию, являются хорошей площадкой для проверки новых материалов.

В целом участники заседания приняли решение о дальнейшее проработке проектов Республики Татарстан с тем, чтобы обеспечить их финансирование при содействии «Роснано» и в конечном итоге повысить конкурентоспособность российской авиационной отрасли.

http://www.tatar-inform.ru/…0/24/138491/

В Казани может появиться завод по производству композитных материалов

Казань, 24 октября – Сегодня в Казань прибыла делегация представителей госкорпорации «Роснано» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» для участия в расширенном заседании Координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии

Утром гости во главе с заместителем генерального директора государственной корпорации «Роснано» Андреем Малышевым и в сопровождении первого вице-премьера Правительства РТ Бориса Павлова посетили КАПО им.Горбунова.

  • Как отметили участники заседания, в настоящее время российские авиационные заводы серьезно отстают от лидеров мировой гражданской авиаиндустрии в области использования композиционных материалов. Использование композитов вместо металла значительно облегчает конструкцию и на порядок увеличивает ресурс узлов и агрегатов. По словам генерального директора КАПО им.Горбунова Васила Каюмова, в авиалайнере Ту-214, производящемся в Казани, композитные материалы составляют около 25 процентов всей конструкции, в то время как новейший Boeing-787 Dreamliner на 60 процентов состоит из композитов.

Новые самолеты «Сухой Superjet» и МС-21 должны содержать в себе значительно больше композиционных материалов. На этих машинах впервые в России планируется использовать так называемое «черное крыло» – то есть полностью изготовленное из композитов. Как заявил директор технологического центра ОАК Юрий Тарасов, Россия может изучить существующий опыт зарубежных компаний в разработке «черного крыла» и создать свои технологии, которые позволят захватить часть зарубежного рынка разработки и производства крыльев.

  • Между тем, производимые в настоящее время российской промышленностью композиционные материалы втрое дороже импортных и при этом примерно втрое уступают им по важнейшим технологическим параметрам – таким, как прочность на разрыв. Да и объемы производства этих материалов недостаточны для всех заинтересованных в них отраслей – космической, авиационной, судостроительной. Использовать импортные материалы в российских самолетах можно только на первых порах, но экспортные ограничения зарубежных стран и компаний вынуждают ОАК задуматься о развитии собственного производства современных композиционных материалов для гражданской авиации. Поэтому в настоящее время компания занята поиском места для строительства нового завода.

По словам специалистов, инвестиции в новое предприятие должны составить 400–700 миллионов евро, а заработать оно должно не позже 2013 года, когда в небо поднимется первый российский гражданский самолет с «черным крылом». В качестве вариантов расположения завода рассматриваются Воронеж, Ульяновск, Подмосковье и Казань.

  • Первый вице-премьер Правительства РТ Борис Павлов в свою очередь подтвердил, что Казань готова к строительству подобного завода – в городе есть хорошая научная база, кадровый потенциал, поддержка руководства республики и предприятие, готовое потреблять продукцию нового завода. КАПО уже выбрано ОАК в качестве базового предприятия по производству крыльев для всей Объединенной авиастроительной корпорации, и предприятие готово производить в том числе и «черное крыло».

http://www.tatar-inform.ru/…0/24/138436/

Samolyot0.JPG

ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова»

http://www.kapo-gorbunov.ru/

Ну, молодцы ребята-казанцы! Заманивают и заманивают, буквально душат в дружеских, партнёрских объятиях…;-) Не зря же даже А.Малышев воскликнул: «Взаимодействие «Роснано» и Татарстана – несколько особенное… Мы пришли уже на готовую почву, нам уже идут готовые предложения и проекты. Нам поступают не просто проекты развития НИОКР, а комплексные решения задач создания производства новых материалов, опираясь на промышленный потенциал Татарстана». И это здорово, и это – правильно! Опытные хозяйственники, у которых налажено собственное хозяйство, крепкие научно-технические «тылы» – да таким и надо помогать в первую очередь… Зная, что и они не подведут. Ну вот, теперь подошёл черёд нанокомпозитов, и, чует моё сердце, заказ этот (или по крайней мере – его львиная доля) достанется гостеприимным хозяевам сегодняшнего «праздника»… В добрый путь и новых свершений!..



nikst аватар

Зачем нам «черное крыло»

«Казань обладает всем необходимым потенциалом для строительства именно у нас завода по производству композитов для авиационной промышленности не только республики, но и в России».

Так заявил вчера первый вице-премьер Борис Павлов на прошедшем в Доме Правительства расширенном заседании координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии между госкорпорацией «Роснано» и Татарстаном.

Напомним, что это соглашение было подписано в августе нынешнего года и, по сути, инициировало создание в нашей республике новой отрасли – наноиндустрии.

  • Пребывание делегации представителей «Роснано», Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в состав которой вошло Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова, и ведущих российских научных центров на татарстанской земле началось с посещения КАПО, где гости и хозяева обсудили проблемы самолетостроения и пути выхода отрасли из затянувшегося кризиса. И одним из таких путей, по их мнению, является повышение доли полимерных композитных материалов в конструкциях лайнеров.

По словам генерального директора КАПО Васила Каюмова, Казанский авиазавод, созданный в 1927 году, за период своего существования выпустил 18 тысяч единиц авиационной техники 34 типов. Сейчас предприятие строит среднемагистральный самолет Ту-214 и готовится к серийному производству ближнемагистрального летательного аппарата Ту-334, транспортного Ту-330 и регионального Ту-324.

Кроме того, для Министерства обороны ремонтирует межконтинентальный авиалайнер Ил-62М и четыре стратегических бомбардировщика Ту-160. Вместе с тем, если ежегодно выпускается 450 «боингов» и 380 «эрбасов», то «туполевых» – всего единицы.

И доля композитов в лайнере Ту-214 всего лишь 25 процентов (а в технике других авиазаводов и того меньше), в новейших же «боингах» доходит до 70 процентов. Так что нам необходим технический прорыв.

  • Как считает Васил Каюмов, КАПО теоретически готово к производству на своей базе так называемого «черного крыла», все элементы конструкции которого должны быть сделаны из углеродного композита (углеродное волокно черного цвета, отсюда и такое название), то есть без применения металла, либо он будет присутствовать по минимуму. Причем предприятие может покрыть «крылатые» нужды не только российского рынка, но и захватить часть зарубежного. Для этого требуется создание производства современного сырья на базе нанотехнологий.

По мнению директора технологического центра ОАК Юрия Тарасова, при реализации глобального проекта по вводу в эксплуатацию композитного завода вполне реально «оккупировать» иностранный рынок «черных крыльев» и довести долю композита в наших самолетах до мирового уровня.

  • Применение же таких материалов ведет к значительному снижению расхода топлива, увеличению эксплуатационного ресурса, повышению надежности конструкций (если сегодняшний дюраль имеет прочность 50 килограммов на квадратный миллиметр, пластик – 90, то композит – 260), а также к снижению веса летательного аппарата. Как утверждает заведующий кафедрой химических технологий МГУ профессор Виктор Авдеев, уменьшение веса агрегата всего лишь на один килограмм в автомобильной, судостроительной и железнодорожной отраслях дает экономический эффект до 15 евро, а в авиастроительной – от 300 до 350 евро.

Юрий Тарасов сообщил, что масштабный нанотехнологический проект по созданию композитного производства для нужд авиастроения, разработанный ОАК совместно с МГУ, компанией «Сухой» и другими силами, оценивается в 400–700 млн. евро. Завод планируется ввести в эксплуатацию не позднее 2013 года, и в конце того же года предполагается поднять в небо первый самолет с «черным крылом».

  • Заместитель генерального директора государственной корпорации «Роснано» Андрей Малышев считает, что для нового предприятия потребуется шесть-семь тысяч высококвалифицированных специалистов и после его запуска суммарные инвестиции достигнут 1,5–2 млрд. евро. А когда начнется активное внедрение композита в судостроительную, транспортную и прочие отрасли, то поток инвестиций возрастет в разы.

Открывая пленарную часть заседания в Доме Правительства, Борис Павлов объяснил, почему на начальном этапе развития наноиндустрии в Татарстане было решено охватить вниманием прежде всего авиационный комплекс. Потому что именно эта сфера сильно отстает в части применения новых технологий.

«Определенные наработки имеются и у ученых Академии наук РТ, КГУ, технического и технологического университетов, однако необходима промышленная адаптация наших нанопроектов», – отметил первый вице-премьер. А для этого также была бы кстати финансовая поддержка «Роснано». Андрей Малышев, в свою очередь, напомнил, что инвестирование проектов госкорпорацией возможно только на условиях софинансирования их еще какой-либо структурой, о чем должны позаботиться сами разработчики.

  • Технический директор конструкторского бюро «Туполев» Лев Надзельский, говоря о перспективах использования нанокомпозитов в самолетах семейства «Ту», выразил надежду на скорейшую реализацию программы по созданию вышеназванного завода.

«Сейчас масса лайнера Ту-214 составляет 65 тонн, а при увеличении объемов композитных компонентов она уменьшится как минимум на одну тонну – это очень много, – заметил он. – Мы получим огромную экономию не только при строительстве летательного аппарата, но и при его эксплуатации, поскольку из-за продления ресурса самолета значительно уменьшатся расходы на его ремонт. Я уж не говорю о повышении надежности авиационной техники…»

  • В завершение заседания координационного совета Борис Павлов высказал надежду на то, что завод по производству композитных материалов будет построен все же в Казани (на это также претендуют Ульяновск с Воронежем), где имеется крепкая научно-техническая база, кадровый потенциал и потребители нанопродукции – КАПО, Казанский вертолетный завод и компания «МВЕН», выпускающая технику из разряда малой авиации.

Ирина ДЕМИНА

http://www.rt-online.ru/…s/215/84914/

nikst аватар

Ульяновск включился в гонку за «черным крылом»

МОСКВА, 29 октября – Завод композитных материалов, который намерена создать на безе одного из предприятий России ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), становится своеобразной гоночной площадкой для претендентов. Как пишет «Коммерсант», на участие в проекте претендуют Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО), Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) и ульяновский «Авиастар-СП». Но, по мнению экспертов, серьезную конкуренцию самолетостроителям могут составить разработчики композитов.

В корпорации затруднились сообщить, как планируется разместить новое производство — на новой площадке или на базе одного из авиазаводов или других предприятий, передает «АвиаПорт». ВАСО, КАПО и «Авиастар-СП» в настоящее время производят композитные материалы и детали для собственных нужд. Замгендиректора Воронежского акционерного самолетостроительного общества Николай Красиков уверен, что у воронежского авиазавода есть хорошие шансы стать базовым предприятием по производству композитов.

«Мы располагаем и соответствующими мощностями, и территорией для их расширения», — пояснил он. По словам Красикова, в настоящее время ВАСО выпускает композитные детали для Ан-148 (российско-украинский проект) и готовится к поставкам композитных крыльев для Sukhoi SuperJet-100 — вероятный объем заказа составит 70 комплектов.

Одновременно заинтересованность в размещении нового производства на своей базе высказали представители ульяновского авиазавода и КАПО. Как сообщил директор по производству «Авиастара-СП» Алексей Дюков, при сборке их Ту-204 широко используются композитные материалы, из которых состоит вся механизация крыла (закрылки, элероны, интерцепторы), а также рули высоты и руль направления, панели люков, полов и интерьера. По его словам, на заводе сейчас работают четыре специальные камеры для производства композитов, для их изготовления построен особый корпус, который задействован сейчас только на две трети.

  • Гендиректор КАПО Василий Каюмов со своей стороны утверждает, что Казань имеет ряд выигрышных моментов: мощную научную базу, кадровый потенциал, в том числе и по нанотехнологиям. В самолете Ту-214, который выпускает предприятие, по его словам, композитные материалы составляют 25% всей конструкции.

Более того, власти Казани заявляют готовности к строительству завода по производству композитных материалов для отечественного авиастроения. Об этом, как сообщает пресс-служба правительства Татарстана, заявил первый вице-премьер правительства республики Борис Павлов на расширенном заседании координационного совета по реализации соглашения о сотрудничестве в области развития нанотехнологий и наноиндустрии, в котором приняли участие представители госкорпорации «Роснано» и ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).

Борис Павлов отметил, что «в городе есть хорошая научная база, кадровый потенциал, поддержка руководства республики и предприятие, готовое потреблять продукцию нового завода».

Эксперты расходятся во мнениях, у какого предприятия больше шансов стать базой для размещения нового производства. Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак считает, что базой для предприятия может стать любой из перечисленных авиазаводов. Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт», предположил, что именно ВАСО имеет наибольший опыт в производстве деталей из композитных материалов.

«В то же время необходимые условия существуют и в Казани. Сейчас в Татарстане есть завод по выпуску материала для композитов — углеродных нитей», — добавил он. Вместе с тем, как отметил эксперт, значительная разница между нижним и верхним пределами суммы инвестиций говорит о высокой степени неопределенности. Пока неясно, сколько самолетов будет производиться и сколько понадобится материалов.

Напомним, о планах ОАК относительно строительства предприятия по производству композитных материалов для нужд авиастроения на днях в ходе посещения КАПО сообщил директор технологического центра корпорации Юрий Тарасов. По его словам, мощность завода композитных материалов составит 140 комплектов крыльев в год. Сумма инвестиций — 400–700 млн евро. Запуск производства намечен на 2013 год, когда планируется выпустить первый российский самолет с «черным крылом» (состоит из композитных материалов).

  • В настоящее время ОАК занимается поиском места для строительства нового завода, его планируется определить до конца года. Выбор площадки будет зависеть от наличия в регионе квалифицированной рабочей силы, себестоимости производства и преференций от региональных властей. В качестве вариантов размещения предприятия, по словам топ-менеджера Объединенной авиакорпорации, рассматриваются Воронеж, Казань и Ульяновск, где находятся авиазаводы, а также город Хотьково (Московская область) — там действуют несколько предприятий по разработке композитных материалов. Новое предприятие станет снабжать композитами все заводы ОАК.

Юрий Тарасов отметил, что «российские авиазаводы серьезно отстают от мировых лидеров авиаиндустрии в области использования композитных материалов».

«Изготавливаемые в настоящее время российской промышленностью композиты значительно дороже импортных и уступают им по технологическим параметрам, а существующие объемы производства недостаточны», — считает директор технологического центра корпорации. По данным Всероссийского института авиационных материалов, в прошлом году в России произведено около 45 т. композитов, тогда как потребности гражданского сектора авиапрома в углеродном волокне, основном сырье для их изготовления, находятся на уровне 80 тонн.

  • Как ранее сообщалось, в ОАК входят ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой», ОАО «Корпорация «Иркут», ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение имени Гагарина», ОАО «Межгосударственная авиастроительная компания «Ильюшин», ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение имени Чкалова», ОАО «Туполев», ОАО «Ильюшин Финанс Ко», ОАО «Финансовая лизинговая компания», ЗАО «Авиастар-СП», ОАО «Тавиа».

http://www.rosbaltvolga.ru/…/536846.html

Словом, борьба только начинается. И конца ей пока не видно…