Сергей ДУДНИКОВ: Работаем с технологией RFID

-->

КоммерсантъFM: Интервью с генеральным директором «РСТ-Инвент» Сергеем Дудниковым

ВЕДУЩАЯ: Научные разработки не пользуются в России коммерческим спросом. О том, как привлечь инвесторов на рынок инноваций и как делать бизнес на новых технологиях КоммерсантъFM рассказал генеральный директор компании «РСТ-Инвент» Сергей Дудников. С ним беседовала Наталья Жданова

dudnikov_sergei.jpg Сергей ДУДНИКОВ

КОРР.: Ваша компания работает с технологией RFID — это технология радиочастотной идентификации. Само словосочетание для потребителя незнакомое. Объясните, пожалуйста, что это такое, может быть, с технической точки зрения.

  • Сергей ДУДНИКОВ, генеральный директор компании «РСТ-Инвент»: Понимаете, тут такая смешная ситуация. Все пользуются этим, но никто про это ничего не знает. Все вы ходите в метро, а там в билетах внутри радиочастотные метки. Карточки доступа во всех офисах тоже имеют радиочастотные метки. Они много где есть. Это очень большая и бурно растущая отрасль промышленности, и мы занимаемся наиболее потенциально большой и потенциально бурно растущей отрасли — это автоматическая идентификация. Поясню. Вы подносите билет в метро или карточку доступа к считывателю руками по одной. А мы занимаемся тем, что читаем сразу много меток одновременно. Простой и яркий пример, собственно говоря, я в свое время на него купился, и 7 лет назад занялся радиочастотной идентификацией.

Пример простой — вы идете в супермаркет, покупаете товары, набиваете корзину товарами, маркированными штрих-кодами. Потом вы вынуждены все это вынимать из корзины, по одной считывать, и по одной раскладывать по сумкам. И это создает очереди, это создает проблемы, потерянное время, потерянные деньги для ритейлеров. А представьте, что у вас товар, маркированный нашими метками, вы, как белый человек, прогоняете свою телегу или корзиночку через рамочку специальную, вы ее запускаете в специальный туннельчик, из которого выползает чек. И вы такой красивый, не уставший совершенно выходите из магазина.

КОРР.: Расскажите, как вы пришли в эту сферу. Вы кто по образованию?

Сергей ДУДНИКОВ: Я по образованию советский физик. В университете я занимался оптикой, потом в оптическом институте я занимался голографией, потом с корейской фирмой LG Electronics я занимался вихревыми охладителями, потом турбокомпрессорами, потом кондиционерами, потом трехмерными дисплеями.

КОРР.: Чаще всего так получается, что ученые не могут самостоятельно заниматься бизнесом, уж очень увлеченные люди. Как у вас получилось совмещать коммерческую и научную деятельность?

Сергей ДУДНИКОВ: Поначалу получилось плохо. Мы организовали с моим партнером Володей Кадиным фирму в 2004 году, которая занималась RFID. Первые продажи у нас начались в 2006 году, до этого мы набирали какой-то багаж. Я до сих пор еще по большому счету до конца не научился. К счастью, мой партнер, он из более бизнесовых кругов, хотя тоже по образованию математик. Он мне помогал. И нам, соответственно, помогло то, что нас купил в 2007 году крупнейший IT интегратор страны систематик. Они все это умели.

Действительно, проблемы у советских ученых существуют. Советские ученые привыкли удовлетворять свое любопытство за счет государства, вот вы мне платите, я буду заниматься своей наукой, а чем я занимаюсь, вы не спрашивайте, потому что это не вашего ума дело, да и как я вам объясню. Естественно, когда вдруг оказалось, что деньги надо зарабатывать, к сожалению, громное большинство ученых не сумело перестроиться. Я это четко осознал, когда работал в LG, потому что занимался тогда сферой технологий и разработками. И у меня было аналогично. Первые 6–7 лет перестройки, а потом работа у корейцев помогла понять, что надо учиться продавать разработки и тогда будет все хорошо. Какой-то такой тандем разработчика и продажника-маркетолога, он позволяет горы свернуть.

КОРР.: Когда у вас произошел перелом в сознании, как раз во время работы в LG?

Сергей ДУДНИКОВ: да, на рубеже веков, потому что я много раз испытывал искренний стыд за наших ученых. Приводишь к ним делегацию корейцев. Корейцы все на запонках в отутюженных костюмчиках, подготовились, рассказали 15-минутную презентацию о своей фирме, о том, какие конкретно у них задачи существуют. Напротив сидит чаще всего неряшливо одетый товарищ или группа товарищей и говорят: «Ну, чё, мы конечно в этом области очень хорошо понимаем, мы решим вашу задачу, обращайтесь». «И?», — читается немой вопрос в глазах корейцев. И — все. А продавать-то себя надо по-другому.

КОРР.: Вы на протяжении уже 20 лет пытались строить свой бизнес. Где-то были удачные попытки, где-то менее удачные. И, наверное, неплохо знаете о бюрократии в России.

Сергей ДУДНИКОВ: Мой пример вряд ли будет типичным для всех, потому что мне всегда удавалось на любой проект найти бизнес-ангелов так называемых, к которым приходишь, рассказываешь, как все будет красиво и много молока и мяса, они дают деньги. Сейчас мы эту тему продолжаем, мы пришли в РОСНАНО, рассказали, что мы придумали, рассказали, как много будет молока и мяса, и РОСНАНО растаяло, не выдержало, дало нам деньги.

КОРР.: Вы заговорили о сотрудничестве с РОСНАНО. Вот про молоко и мясо, про ваш совместный проект с РОСНАНО, что это такое?

Сергей ДУДНИКОВ: Мы собираемся разработать сверхвысокочастотный российский RFID-чип наноразмеров. Этот чип будет при помощи специального оборудования, импортного, к сожалению, на него соберем RFID-метку и будем это внедрять на предприятиях розничной торговли, в маркировке лекарств, в маркировке библиотечных фондов, в маркировке алкоголя, в маркировке почтовых отправлений. Через полтора месяца будет форум Rusnanotech 2011, на котором будет демонстрироваться показной RFID-магазин, где будут продаваться реальные товары за реальные деньги. Вы это увидите в пилотном виде уже этой осенью, потом это будет где-то год обкатываться на тестовом магазине. Если все будет работать, будем считать и надеяться, что продуктовый ритейл у нас к 13-му году окучится. Понимаете, метка пока еще стоит довольно дорого от 3 до 5 рублей, допустим. Поэтому на каждую коробку спичек ее еще не приделаешь.

КОРР.: На каких условиях вы сотрудничаете с РОСНАНО?

Сергей ДУДНИКОВ: Условия более-менее стандартные, как у всех, половина проектной кампании принадлежит нам, половина — РОСНАНО. РОСНАНО вносит деньги. Мы со своей стороны вносим наши материальные и нематериальные активы ноу-хау, патенты, железки, пресс-формы, антенны и так далее.

КОРР.: Сергей, со всеми этими совещаниями в РОСНАНО, с открытием бизнеса, с открытием новой компании проектной, у вас остается время на науку?

Сергей ДУДНИКОВ: Только на уровне постановки задач. Регулярно раз в неделю я принимаю отчеты от людей, примерно раз в месяц мы ставим задачи, распределяем ресурсы. Моя задача — на основе первых опытов, во-вторых, анализа начальственных веяний. И определить, в какой области удастся получить заказ раньше. Сам антенну последний раз рассчитал в 2007 году.

КОРР.: Не скучаете?

Сергей ДУДНИКОВ: Да некогда скучать.

КОРР.: Расскажите, как, по-вашему, делать инновационный бизнес в России? И что мешает развитию новых технологий в нашей стране?

Сергей ДУДНИКОВ: Во-первых, последствия ломки психики российских ученых, они, безусловно, еще сохранились. Та молодая поросль, которая наросла, она наросла далеко не везде. Те, которые остались со старых времен, далеко не все перестроились. Кроме того, к сожалению, я скажу такую странную вещь, Россия — страна больших возможностей в бизнесе, все лезут сюда работать, невзирая на чудовищную коррупцию, административные барьеры, прямую опасность для бизнеса, все лезут, потому что в России можно заработать.

К сожалению, в науке быстро заработать нельзя. Поэтому, когда приходишь в какой-нибудь венчурный фонд, говоришь, давайте разработает такую-то нано-гайку с дюймовой резьбой, срок возврата инвестиций — 10 лет. Извините, он откроет один магазин и деньги за полгода отобьет. В этом плане немножко мы еще не замшелые. И это немножко мешает. Но тем не менее, ситуация на моих глазах позитивно меняется к лучшему. Если ты имеешь что-то в голове, имеешь какую-то разработку, уверен — за тобой встанут в очередь.

КОРР.: Спасибо. А встретиться с Сергеем Дудниковым вы сможете на международном форуме Rusnanotech, который пройдет в Москве в Экспоцентре с 26 по 28 октября.

ВЕДУЩАЯ: Напомню, это было интервью генерального директора компании «РСТ-Инвент» Сергей Дудникова корреспонденту КоммерсантFM Наталье Ждановой.

Источник: КоммерсантъFM, 23.09.2011

http://www.rusnano.com/…x/Show/32844



nikst аватар

Научные разработки не пользуются в России коммерческим спросом. О том, как привлечь инвесторов на рынок инноваций и как делать бизнес на новых технологиях КоммерсантъFM рассказал генеральный директор компании «РСТ-Инвент» Сергей Дудников. С ним беседовала Наталья Жданова.

  • Очень интересное интервью. Наглядно показано, как в современной России проводятся и коммерциализируются прикладные НИОКР, какова перспектива внедрения новых разработок и т.п.

В добрый путь и новых успехов и достижений!..