Россия начала собирать ведущих ученых

-->

Россия начала стимулировать ведущих ученых

Начинается обратный процесс собирания интеллектуальной мощности по всему миру. Министерство образования и науки и другие научные ведомства России теперь ищут гениев по планете и готовы щедро оплачивать их возможности. Выделяются различные новые гранты и бюджеты на исследования

uchonyj_0.jpg .

Только недавно 40 ведущих учёных специалистов получили от Минобразования и науки по 150 миллионов рублей для создания в российских вузах различных научных лабораторий. А ещё весной, 9 апреля, было правительством России принято 220-е постановление правительства «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования».

  • В нынешнем году на эти цели предусмотрено выделить из бюджета 3 миллиарда рублей. В 2011-м пранируется выделить ещё 5 миллиардов, а в 2012-м четыре миллиарда. В виде грантов средства будут распределяться на конкурсной основе в целях проведения научных исследований в период 2010–2012-го годов.

uchonyj1.jpg .

Как сообщают близкие к правительственным кругам источники, «советом были определены следующие области наук для государственной поддержки научных исследований: астрономия и астрофизика; атомная энергетика и ядерные технологии; биология; биотехнологии; информационные технологии и вычислительные системы; космические исследования и технологии; математика; машиноведение; медицинские науки и технологии; механика и процессы управления; нанотехнологии; науки о Земле; науки о материалах; психология, когнитивные исследования; радиоэлектроника; строительство и архитектура; физика; химия; экология; экономика, международные исследования, социология; энергетика, энергоэффективность и энергосбережение.»

http://www.internovosti.ru/text/?…



nikst аватар

Ха! Что имеем – не храним. Потерявши – плачем… Но это – в чисто разговорном плане – называется «бить по хвостам», то есть лечить симптомы, а не устранять причины самой болезни.

  • Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но это лишь пол-, а то и четверть дела: привлечение выдающихся учёных не даст необходимого/желательного эффекта, если при этом сама наука, ещё оставшиеся в стране учёные будут финансироваться «по остаточному принципу», то есть откровенно плохо…

Тогда можно будет наблюдать этакий «забавный» процесс: «эти» – «туда», а «вот эти» – «оттуда». И, боюсь, когда наступит некое «динамическое равновесие» данного процесса, будет оно не в нашу пользу…

  • Тем не менее, хорошее начало в правильном направлении всегда стОит приветствовать…
nikst аватар

Приглашаются академики

Новосибирский госуниверситет ждет ученых мирового уровня

НГУ направил семнадцать заявок на привлечение ученых, известных на мировом уровне. Чем живет сегодня национальный исследовательский университет в новосибирском Академгородке? Об этом корреспондент «РГ» беседует с ректором НГУ Владимиром Собяниным

Российская газета: Владимир Александрович, что дал НГУ полученный год назад статус национального исследовательского вуза?

Владимир Собянин: В рамках развития НИУ до 2013 года Новосибирский госуниверситет должен получить федеральное финансирование в размере 1,8 миллиарда рублей. В прошлом году нам уже были выделены 300 миллионов рублей, из них 257 миллионов направлены на приобретение научного и учебного оборудования. Чуть более сорока миллионов – на повышение квалификации преподавателей и научных работников, развитие информационных ресурсов и другие цели. На этот год запланирована примерно та же сумма.

Понятно, что многое из того оборудования, которое было приобретено за последнее время, мы бы никогда не купили из-за дороговизны. А сейчас благодаря господдержке у нас появился уникальный микроскоп стоимостью 90 миллионов рублей! С его помощью можно различать мельчайшие предметы размером до одной десятой нанометра. Дополнительное финансирование подтолкнуло к созданию научно-образовательных комплексов, которые объединяют специалистов различных областей знаний. Междисциплинарный подход всегда отличал НГУ. Ведь в современной биологии, скажем, уже не разобраться без знания математики или химии.

РГ: Благодаря федеральной программе «Кадры» российские вузы получили возможность приглашать ведущих ученых. Ваш университет в нее уже включился?

Собянин: Новосибирскому госуниверситету повезло. Рядом находятся институты Сибирских отделений Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, ученые которых читают студентам лекции и ведут курсы. Мы всегда работали вместе и будем продолжать сотрудничать. Программа «Кадры» расширяет возможности: вузам, которые станут ее участниками, будет выделено по 50 миллионов рублей на три года. Так, НГУ направил семнадцать заявок на привлечение ученых, известных на мировом уровне. Финансирование программы предполагает создание ученым на базе вуза научной школы или лаборатории. В ближайшее время экспертная комиссия рассмотрит заявки, и мы будем знать, кто к нам приедет.

Развитию интеграционных связей будет способствовать и сетевой университет Шанхайской организации сотрудничества. Сегодня вместе с нами к нему подключились свыше шестидесяти вузов стран-участниц ШОС, в которых будут разработаны единые стандарты образования. Ведь это же здорово, когда, допустим, студенты нашего университета смогут поехать в университеты Душанбе или Пекина и провести там полгода-год, получая качественное образование.

РГ: НГУ – один из российских вузов, где началось создание малых инновационных компаний. Как продвигается эта работа?

Собянин: В университете открыт бизнес-инкубатор в сфере био- и нанотехнологий, задача которого – подготовить создание малой фирмы с участием вуза и довести проект до рыночного уровня. В Академгородке, где располагаются вуз и академические институты, заработал технологический парк. НГУ на конкурсной основе выиграл грант, направленный на развитие инновационной инфраструктуры. В течение трех лет на реализацию проекта будет выделено 130 миллионов рублей. Таким образом появляется возможность превратить знания в конкретные разработки, технологии, продукцию, востребованные рынком.

Недавно Новосибирский государственный университет совместно с местной инновационной компанией стали победителями конкурса минобрнауки на право получения субсидий для реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства. Междисциплинарная команда НГУ займется организацией высокотехнологичного производства наукоемких систем медицинского мониторинга нового поколения. На это из федерального бюджета выделено 110 миллионов рублей. Предполагается, что за два с половиной года будет создана физическая и медико-биологическая основа принципиально нового автоматического устройства мониторинга вариаций артериального давления с использованием передовых методов фотоники. Работа будет выполняться на базе научно-исследовательского комплекса НГУ, который имеет мощную экспериментальную базу.

Не скажу, что федеральный закон, разрешающий создавать малые инновационные предприятия, совершенен. Он требует доработки. В том числе необходимы разъяснения по вопросам получения лицензий, установления авторских прав, оценки и регистрации патента.

РГ: Все это поможет подготовить достойные кадры для компаний, которые придут в инноград Сколково или новосибирский технопарк?

Cобянин: Сколково – интересный проект, и, безусловно, мы будем в нем принимать участие. Наши студенты уже ездили в инноград по приглашению его руководства. Мы подписали меморандум о сотрудничестве. Наша задача – привлечь в научно-технологическую сферу как можно больше талантливой молодежи, которая будет нацелена на решение исследовательских задач будущих резидентов Сколково. Все то же самое можно сказать и о новосибирском технопарке, в котором, я уверен, будут востребованы знания многих наших выпускников.

Наталья Решетникова

http://www.rg.ru/…/16/ngu.html

nikst аватар

От редакции

Их нано нам не нуно

Успехи и неудачи конкурса мегагрантов

  • В самом конце октября завершился конкурс по мегагрантам, объявленный Министерством образования и науки РФ (МОН). Завершился, правда, с некоторыми оговорками – названо не 80 победителей, как ожидалось, а только 40, остальных назовут по завершении второй части конкурса, уже в следующем году.

Назывался конкурс сложно – «Открытый публичный конкурс на получение грантов Правительства России для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования», что выдает его чиновничье происхождение. Особенно подозрительным здесь было определение «открытый публичный» – от него просто разило добрыми старыми советскими тавтологиями типа «народной демократии» или «пьянства и алкоголизма». Так что особенного добра от конкурса не ждали.

  • Однако главным плюсом конкурса был размер грантов – по 150 млн. руб. в руки на три года. Сумма даже по западным меркам внушительная и способная привлечь лучших специалистов мира. Она их и привлекла. Более того, результат получился не «как всегда», и сорок счастливцев, отобранных Советом по грантам, в подавляющем большинстве оказались и впрямь учеными мирового уровня. И это главное, это, как ни крути, победа – МОН добилось своего и сумело организовать «обратную утечку» лучших умов.

Согласно официальному объявлению, из 40 победителей конкурса «20 ученых имеют российское гражданство (из них 6 имеют двойное гражданство). Постоянно проживают в России 5 ученых. Среди зарубежных ученых 10 имеют гражданство США (из них 4 имеют двойное гражданство), 7 – граждане ФРГ».

  • Есть вообще гранды – нобелевский лауреат Ферид Мурад, биомедик из США, и обладатель медали Филдса (своеобразный аналог математического Нобеля) математик Станислав Смирнов из Швейцарии. Причем по условиям конкурса человек, получивший мегагрант, обязан лично руководить вузовской лабораторией, на развитие которой ему дали деньги, и ежегодно проводить в ней не менее четырех месяцев.

Но в том, что касается нанотехнологий, ситуация с конкурсом выглядит просто абсурдной.

  • Россия – страна, которая вложила в нанотехнологии несметное количество миллиардов, поразив своим размахом даже видавших виды ученых Запада. По идее следовало бы ожидать, что всеобщая волна «нановоодушевления» скажется и на результатах конкурса мегагрантов и что он привлечет в Россию лучших нанотехнологов мира.

Он и привлек. Было подано 34 нанотехнологические заявки, и это, по меркам мегаконкурса, много. Однако ни одна (sic!) из этих заявок удовлетворена не была. Для сравнения: по номинации «машиностроение» было подано всего четыре заявки, но одну из них все же одобрили. Особенно поражает факт отклонения заявки, поданной профессором Джеймсом Туром из Университета Райса (США). Тур, входящий в десятку лучших химиков мира, хотел возглавить в МГУ имени М.В.Ломоносова графеновую лабораторию.

  • Конечно, в конкурсах подобного сорта всегда есть место случайностям, даже абсурдным, но в данном случае хотелось бы все же понять причину. Некоторые эксперты считают, что главную роль в отклонении всех нанотехнологических заявок сыграло то обстоятельство, что в Совете по грантам не было ни одного специалиста по нанотехнологиям.

Однако это могла быть не единственная причина. Не исключено, что могло иметь место и «обратное лоббирование» нанотехнологий: среди подавших заявки было много очень сильных специалистов, и зачем плодить конкурентов? Поскольку голосование было тайным, достаточно было поговорить с несколькими членами совета…

  • Неучастие в работе конкурса специалистов-нанотехнологов, возможное давление на экспертов… Складывается впечатление, что отечественная нанотехнологическая наука почему-то не желает смешиваться с мировой. Может быть, потому, что не желает на ее фоне выглядеть слишком уж бледно.

http://www.ng.ru/…7/2_red.html