Новое внимание промышленных компаний к вузам

-->

Больше половины компаний «Роснано» уже заказывают R&D в вузах

Недавно Минобрнауки объявило о новом конкурсе: на субсидирование кооперации бизнеса и вузов будет выделено, в общей сложности, 19 миллиардов рублей. На эти деньги предприятия смогут заказывать в вузах исследования и разработки. О новом конкурсе мы беседуем с Еленой Соболевой, директором департамента образовательных программ «Роснано»

Soboleva_Elena.jpg Елена Соболева

Привлекает ли конкурс компании, поддержанные «Роснано»? Если да, то сколько их может в нём участвовать?

Да, участие в этом конкурсе наверняка покажется привлекательным проектным компаниям «Роснано», поскольку этот проект направлен на развитие их бизнеса, построенного на новых научных идеях и разработках. Из компаний, создаваемых при поддержке госкорпорации, в проекте, вероятно, будут участвовать многие, но не все, поскольку они сейчас переживают сложный организационный период правового и производственного становления, закупки оборудования, кадрового укомплектования и т.п. Кроме того, у проектных компаний «Роснано» есть и другие возможности сотрудничества с вузами в части совместной научной деятельности.

Как оцениваете условия для участия? Например, ограничение круга исполнителей лишь вузами, а не НИИ?

Минобрнауки уже несколько лет ведёт масштабные проекты, которые нацелены на развитие исследований в вузах и научных институтах страны. Например, создание и поддержка научно-образовательных центров по нанотехнологиям, в том числе на базе НИИ. Что же касается данного конкурса и стоящего за ним проекта, то тут есть вполне определённые цели и задачи, отсюда и условия. Пожалуй, главная из этих целей – развитие научно-технического потенциала вузов и повышение на этой основе качества подготовки специалистов для инновационной экономики.

Без высококвалифицированных кадров создание новой экономики невозможно, а подготовка персонала необходимой квалификации, в свою очередь, во многом зависит от того, насколько система профессионального образования близка к экономике. Таким образом, проект решает несколько задач, включая научную и технологическую подпитку высокотехнологичных предприятий со стороны академического сообщества, но все они связаны с развитием именно такого партнёрства: предприятие–вуз.

Какова Ваша оценка предполагаемого интереса российского инновационного бизнеса к данному конкурсу? Сколько будет участников, какие вузы станут лидерами-исполнителями НИОКР?

Интерес бизнеса можно оценить как потенциально достаточно высокий, в том числе потому, что у компаний в последние годы появились сильные партнёры – вузы. Благодаря нацпроекту «Образование», конкурсу на присвоение статуса исследовательского университета и другим крупным госпроектам они значительно укрепили свои позиции как в части материально-технического и технологического оснащения для проведения НИОКР, так и в части налаживания связей с рынком труда. Именно эта когорта вузов, а их сейчас порядка ста, будет участвовать в проекте со стороны системы образования, более того, большинство из них, скорее всего, выступят инициаторами участия в конкурсе в планируемых партнёрских связках.

По поводу возможного количества участников можно сказать лишь, что их будет от 60 до 100, если сопоставить цифры в конкурсной документации

Ведутся ли уже сейчас в вузах НИОКР по заказам компаний «Роснано»? Можете привести примеры?

Можно предположить, что более половины проектных компаний, создаваемых при участии «Роснано», заказывают научные исследования и разработки в вузах. Это предположение строится на том, что ряд технологий, ставших основой создания этих компаний, родились именно в вузах и проекты были инициированы учебными заведениями. В других случаях технологии разрабатывались при участии вузовской профессуры.

В немалой степени и сама госкорпорация содействует тому, чтобы у её проектных компаний и вузов появилась платформа для научного сотрудничества: по заказу «Роснано» вузы ведут образовательные программы для инженерного состава проектных компаний.

В этих рамках сотрудничество выстраивается достаточно естественно: работники компаний под руководством вузовских учёных выполняют учебные задания, являющиеся одновременно прикладными технологическими задачами, которые ставит перед ними предприятие.

В качестве примера можно привести санкт-петербургскую компанию «Вириал». Благодаря сотрудничеству с «Роснано», ей удалось возродить отдел перспективных исследований, пострадавший на предприятии в результате экономического кризиса, и сейчас, когда завершается заказанная компанией образовательная программа, она получает более десяти новых разработок, выполненных её инженерами при участии преподавателей пяти вузов Санкт-Петербурга и сотрудников Института химии силикатов РАН.

Что в наибольшей степени сдерживает кооперацию бизнеса и вузов/НИИ в России?

Главная причина недостаточно развитого сотрудничества учебных заведений и бизнеса в области R&D – не технологическая отсталость вузов (как уже упоминалось, многие из них уже очень хорошо оснащены) и даже не отсутствие запроса на разработки. Есть основания полагать, что существенным препятствием является сохраняющееся недоверие бизнеса к возможностям вузов в области прикладных исследований и разработок. А недоверие, в свою очередь, строится на устаревших представлениях бизнеса об этих возможностях. Начавшийся проект призван разрушить стереотипы и открыть обеим сторонам путь к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

Иван Стерлигов

http://strf.ru/…ization.aspx?…



nikst аватар

Хорошее дело затеяла ГК РОСНАНО. Компании и сами уже обращают внимание на возможности вузов.

  • В немалой степени и сама госкорпорация содействует тому, чтобы у её проектных компаний и вузов появилась платформа для научного сотрудничества: по заказу «Роснано» вузы ведут образовательные программы для инженерного состава проектных компаний. В этих рамках сотрудничество выстраивается достаточно естественно: работники компаний под руководством вузовских учёных выполняют учебные задания, являющиеся одновременно прикладными технологическими задачами, которые ставит перед ними предприятие.

Главное препятствие на пути этого процесса имеет скорее психологическую основу. Действительно, главная причина недостаточно развитого сотрудничества учебных заведений и бизнеса в области R&D – не технологическая отсталость вузов и даже не отсутствие запроса на разработки. По мнению экспертов, существенным препятствием является сохраняющееся недоверие бизнеса к возможностям вузов в области прикладных исследований и разработок. А недоверие это, в свою очередь, строится на устаревших представлениях бизнеса об этих возможностях. Начавшийся проект призван разрушить стереотипы и открыть обеим сторонам путь к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

  • В добрый час и новых достижений!..