Необходимо проведение эффективной промышленной и технологической политики

-->

О государстве и машиностроении России

До конца этого года для внесения в Госдуму будет подготовлен закон о промышленной политике. Более того, в июне депутаты нижней палаты уже приняли в первом чтении пакет законопроектов по внесению изменений в налоговое законодательство. По мнению законодателей, эти меры частично поспособствуют развитию страны по инновационному сценарию. Благодаря давлению промышленного лобби в верхних эшелонах власти появляются проблески понимания необходимости проведения эффективной промышленной и технологической политики.

Klimov_Genn.jpg Геннадий Климов

Значительная часть цивилизованного мира вступает в шестой технологический уклад, для которого характерно развитие «умных производств», ИТ- и нанотехнологий. Тогда как Россия по большей части находится лишь в четвертом укладе.

Перед страной стоит задача выхода в число мировых технологических лидеров, повышения уровня и качества жизни граждан, обеспечения собственной безопасности. По сути дела, речь идет о масштабном цивилизационном проекте, о выходе России на новый качественный уровень. Результатом должно стать построение нового постиндустриального общества, обеспечивающего конкурентоспособность России в глобальном мире.

  • Машиностроение, осуществляющее насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда.

При этом исторический опыт свидетельствует об огромной роли именно государства в создании предпосылок для раскрытия научно-технического потенциала нации, стимулировании инновационной активности самостоятельных хозяйствующих субъектов и граждан.

  • Во-первых, во всех странах с развитой рыночной экономикой за счет государственных расходов финансируется значительная часть расходов на научные и опытно-конструкторские разработки.
  • Во-вторых, органы государственного управления должны организовывать и финансировать процесс выбора приоритетных направлений НТП, субсидировать СМИ, осуществляющих распространение технических и организационных знаний.
  • В-третьих, в значительной мере за счет государства должна осуществляться техническое образование населения и подготовка кадров.
  • В-четвертых, государство должно проводить работу по стандартизации продукции и процедур, что существенно повышает общую эффективность общественного труда.
  • В-пятых, государство должно обеспечивать правовую основу научно-технической и предпринимательской деятельности, охрану интеллектуальной собственности.

Государственное управление технологическими сдвигами заключается в организации процессов перераспределения ресурсов между устаревшими и новыми производствами. А при смене технологических укладов – в поддержании определенных диспропорций и неравновесных состояний в экономике для перераспределения ресурсов в пользу нового технологического уклада.

В настоящий момент в реальном секторе экономики России кризисные явления еще не преодолены. Физический износ основных средств производства достиг критического уровня (от 65 до 75%). Выбытие основных фондов идет с темпом 1,5–2,5% в год, тогда как годовой темп обновления технологической базы не превышает 0,1–0,5%. При этом удельный вес производств, соответствующих пятому технологическому укладу составляет лишь 8%.

  • В наиболее сложном положении оказалась станкостроение, определяющее технологический уровень всего машиностроительного комплекса. Здесь, потребность в обновлении станочного парка составляет $1,5–1,8 млрд.

Все это порождает замкнутый порочный круг проблем: изношенные фонды – низкое качество продукции – низкая конкурентоспособность – низкие объемы продаж – нехватка денежных средств на обновление оборудования.

Приходиться констатировать, что в нынешнем состоянии предприятия российского машиностроения могут осуществлять производство конкурентоспособной продукции только для узких сегментов рынка.

  • По моему мнению, главной причиной создавшегося положения является отсутствие государственной стратегии преобразования отечественного машиностроения. Это результат иллюзий 90-х годов, когда в высших эшелонах власти утвердились монетаристские взгляды на экономическое регулирование. Считалось, что рынок сам все расставит по своим местам. Оказалось, что это не так. Цена такого регулирования слишком высока. При некоторых обстоятельствах рыночный хаос может вести и к деградации общественного производства. Чтобы двигаться вперед, необходима осознанная технологическая политика и воля государства.

Очевидно, что выход из создавшегося в российском машиностроении кризиса возможен только при реализации системных подходов, мобилизации всех возможных ресурсов государства, всего потенциала развития.

  • В России сегодня преобладает четвертый технологический уклад, который достигнет высшей точки подъема только к 2015 году. Это означает, что необходимо преодолевать отставание от мирового уровня в полтора-два технологических поколения, Большинство предприятий России отстает сегодня от развитых стран по уровню организации производства и применяемым технологиям приблизительно на 30 лет.

За последние 25–30 лет сложность машины как объекта производства возросла в 4–6 раз, а требования к точности изготовления деталей и сборки выросли примерно на порядок. Наблюдается значительное расширение номенклатуры выпускаемой продукции при одновременном сокращении продолжительности производственного цикла.

  • Конструкторские службы западных компаний уже 20 лет назад перешли на новые численные, «человеко-машинные» методологии проектирования изделий. А у нас по-прежнему главным предметом в технических вузах остается сопромат. В западных компаниях происходит интеграция компьютерных систем проектирования, планирования и диспетчеризации производства, Вместо чертежей повсеместно начинают применяться компьютерные модели 3D, что позволят создавать «умные производства».

Преобладающим становится мелко- и среднесерийное производство. Эффективность такого бизнеса определяется исключительно компьютерными гибкими технологиями и применением современных производственных доктрин.

  • Тем не менее, несмотря на все проблемы и трудности, в России имеются условия для опережающего развития машиностроения.

Сейчас происходит консолидация усилий, направленных на развитие отечественного машиностроения внутри самой отрасли. Об этом свидетельствуют создание Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Эта организация выказывает готовность взять на себя ответственность за координацию стратегии модернизации машиностроительного комплекса России.

Мне видится, что кроме создания Государственной комплексной программы развития машиностроения России, Союз машиностроителей должен взять на себя функцию координации всего промышленного лобби на всех этажах власти. Необходимо ставить вопрос о возрождении системы государственной стандартизации. Напомним, что ЕСКД (единая система конструкторской документации) была внедрена в СССР почти 30 лет назад.

В новых условиях компьютерного 3D-проектирования инженеры из Владивостока скоро перестанут понимать конструкторов из Воронежа. Стандартизация процедур и изделий – это эффективный метод повышения общественной производительности труда и эффективной механизм государственной политики в сфере технологических укладов.

  • Это тоже должно стать делом Союза. В России практически ликвидированы научно-технические журналы и иные СМИ, занимающиеся пропагандой научно-технических знаний и методов организации производства. Отсутствие государственной информационной политики в этом вопросе привело к коммерциализации изданий, что не может не сказываться на общем уровне технической грамотности населения, на подготовленности специалистов и руководителей действовать в новых условиях. Это тоже вопрос, который должен решаться в рамках Союза.
  • Важным резервом развития машиностроения следует считать малый и средний бизнес. В настоящее время конкуренция в инновационной сфере означает борьбу за вывод на рынок готовых продуктов. Главной задачей для мировых промышленных компаний является поиск конкурентных технологий. Реализация инновационных проектов строятся на условиях разделения рисков между его участниками и активного использования системы аутсорсинга.
  • Во всем мире главный интегратор проекта занимается только сборкой, логистикой и продажами, а все остальное передается малому и среднему бизнесу. У нас же пока сохраняется старая система, когда одно предприятие делает практически все. Для выпуска конкурентоспособной продукции необходимо следовать общемировой тенденции. Развитие коммуникационных технологий между предприятиями внутри Союза машиностроителей России могло бы стать эффективным инструментом субконтрактации и поиска деловых партнеров.

По некоторым оценкам, на разработку и приобретение новых технологий, и перепрофилирование производственных мощностей в машиностроении России понадобится 100–150 млрд. долларов. Это потребует преодоления тех пассивных тенденций в инновационно-инвестиционной сфере, которые пока наблюдаются в отечественном машиностроении. Прежде всего, такой особенности российского инвестиционного процесса, когда оборудование и технологии заменяются за счет оборотных средств без долгосрочных вложений в основной капитал. Такая практика может привести к экономической и технологической стагнации.

  • Россия располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации. Необходимо формирование эффективной государственной промышленной политики, как на федеральном, так и региональном уровнях, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность процесса преобразований.
  • * *

Решение задачи такого порядка потребует серьезного государственного вмешательства не только с точки зрения денежных ресурсов, но и с позиций выработки эффективной промышленной политики.

Целесообразно выделить следующие уровни предприятий.

  • «умные производства», наиболее приближенные к технологиям пятого технологического уклада (авиакосмическая промышленность, электромашиностроение, атомное машиностроение, промышленность телекоммуникаций и средств связи и другие производства, имеющие заделы в создании компьютеризированных производств) – эти производства, преимущественно экспортоориентированные, наиболее нуждаются в разных формах государственной поддержки
  • экспортноориентированные производства четвертого технологического уклада, имеющие потенциал совершенствования на уровне своего уклада (традиционные отрасли машиностроения – энергетическое и электротехническое машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическое и нефтяное машиностроение) – здесь государственная поддержка может ограничиваться институциональными рычагами, в зависимости от выбранных научно-технических приоритетов;
  • производства четвертого технологического уклада (импортозамещающие), где возможны лишь отдельные совершенствования, не требующие больших капитальных вложений и политики государственного вмешательства (тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, торговли и общественного питания);
  • производства третьего, уходящего технологического уклада, производящие наиболее простую продукцию, имеющую спрос на рынке.

Очевидно, что особо важными для государства являются производства первых двух уровней: от скорости формирования новых наукоемких и высокотехнологичных производств будет зависеть скорость распространения на другие сферы экономики новых технологических укладов.

  • За последние три года разработаны две концепции (автомобильной и станко-инструментальной отраслей) и ряд стратегий развития, в том числе авиационной промышленности, строительно-дорожного и коммунального, нефтегазового, тракторного и сельскохозяйственного, энергетического, транспортного машиностроения, машиностроения для текстильной и легкой промышленности.

Однако нельзя пока говорить о наличии в России системного стратегического подхода к модернизации машиностроительного комплекса. Созданные документы не отвечают требованиям системности.

  • На данном этапе мне представляется наиболее целесообразной идея Союза машиностроителей России и его руководителя Сергей Чемезова по разработке системной стратегии модернизации отечественного машиностроения через формирование Государственной комплексной программы развития машиностроения России в рамках государственно-частного партнерства. Но надо понимать, что это не панацея от всех проблем отрасли. Многочисленные вызовы России, в том числе и касающиеся ее безопасности, требуют беспрецедентных усилий по модернизации промышленности, как со стороны государства, так и со стороны общественных структур самоорганизации промышленников. Необходимо новое видение проблем, прежде всего, самими промышленниками.

С п р а в к а

Технологический уклад – совокупность технологически сопряженных производств, сохраняющая целостность в процессе своего развития. Он охватывает цикл – от добычи природных ресурсов и профессиональной подготовки кадров до непроизводственного потребления. Исходя из такого представления технологической структуры экономики, ее динамика может быть описана как процесс развития и последовательной смены технологических укладов.

  • Четвертый технологический уклад. Его ядро составляет – автомобиле-, тракторостроение, металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти. Ключевой фактор уклада – двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия.
  • Пятый технологический уклад. Его ядро составляет – электронная промышленность, вычислительная, оптико-волоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа. Ключевой фактор уклада – микроэлектронные компоненты и автоматизация проектирования машин на базе численных методов, использование в управлениями компаний интегрированных компьютерных систем.
  • Шестой технологический уклад – будет характеризоваться устойчивым функционированием «умных производств», гибких заводов-автоматов, развитием биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем. В его рамках дальнейшее развитие могут получить гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, будет расти атомная энергетика, потребление природного газа будет дополнено расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии.

Геннадий Климов

http://www.etver.ru/lenta/index.php?…

Хороший, глубокий анализ. Только вот должен он попасть в правильные руки и к правильным людям, которые могут ознакомиться с ним и сделанными выводами и принять правильное решение. Иначе его постигнет судьба сотен и тысяч подобных же документов, подобно судьбе семени, павшего на неплодородную почву…