Можно прожить и без нанотеха?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Без нанотеха

Российская экономика будет развиваться за счет традиционных отраслей

России вовсе не обязательно уповать на иностранный капитал, ей хватит собственных резервов для развития. Главное — создать понятные инвесторам правила

Florian_Fenner.jpg

Кому война, а кому мать родна. Управляющий партнер компании UFG Asset Management (UFG AM) Флориан Феннер только приветствует случающиеся время от времени кризисы. Они благотворно влияют на экономику, которой волей-неволей приходится становиться более эффективной. К тому же в UFG AM полагают, что кризис — прекрасное время для покупок.

«Пока мы начали скупать только бумаги публичных компаний. Что касается прямых инвестиций и вложений в недвижимость — тут мы еще подождем. На этих рынках пока не поняли, что цены упали», — говорит Феннер. Он постоянно ездит по России в поисках клиентов и интересных объектов для вложений. В Новосибирске это розница, в Питере — недвижимость рядом с Пулково, на юге России — аграрные компании.

ПО СТАРИНКЕ

  • В нанотехнологии и инновационную Россию Феннер не верит. Слишком рискованно, да и действия руководства страны в этой области не слишком понятны.

«Сейчас этим начал заниматься Анатолий Борисович Чубайс — наверное, какие-то успехи будут», — осторожно замечает он. Но фантазировать на эту тему особо не хочет.

Феннер считает, что развиваться российская экономика, скорее всего, будет за счет традиционных отраслей — строительства, агропрома и финансового сектора. Они будут расти практически при любом изменении делового и политического климата:

«Людям нужно где-то жить — значит, так или иначе строительный сектор будет развиваться и сейчас, и через 20 лет». То же относится и к финансовым рынкам, и к аграрному сектору, и к производству удобрений.

Отличные перспективы также имеет, например, медицина — коли уж богатеющие россияне все больше платят за дополнительные услуги врачам в государственных клиниках на неофициальной основе, то, надо думать, они с куда большим удовольствием будут пользоваться официальными услугами частных клиник. Во всех этих секторах, прогнозирует управляющий партнер UFG AM, рост будет в несколько раз выше, чем рост ВВП России в целом, причем в течение многих лет.

С ростом ВВП, впрочем, тоже в ближайшее время ничего плохого не случится: по прогнозам Феннера, в следующем году он останется на том же уровне, что и сейчас, — около 7%. Только обеспечиваться в последующие годы этот рост будет не за счет экстенсивного роста, как в последние 10 лет, а скорее за счет повышения собственной эффективности.

«В России много компаний, которые в прошлом зарабатывали столько денег, что эффективность им была не особо важна. Сейчас им придется реструктуризировать бизнес», — говорит Феннер. Иллюзий строить не стоит: многие владельцы компаний услышали, что государство готово осуществить огромные вливания денег в экономику, и уверены в том, что смогут и дальше развиваться за счет кредитов. Но этого не будет, полагает Феннер. Деваться некуда: международные рынки капиталов закрыты, а российские инвесторы не готовы давать деньги на длительный срок.

ОТСТУПАТЬ НЕКУДА

Сейчас в России очень много денег, но очень мало капитала. Это значит, что российские инвесторы просто не готовы вкладываться на какой-либо достаточно длительный срок.

«Здесь считается, что инвестиции на год — это уже длинные деньги», — качает головой Феннер. От этого и нынешние проблемы. Например, российские девелоперы брали короткие деньги, но их вложения долгосрочны. А теперь, когда занятые средства необходимо отдавать, у компаний начался финансовый голод. «Это не потому, что они такие глупые, просто длинных денег не было», — замечает Феннер.

Слова Феннера подтверждает практика самой UFG AM. Почти год назад UFG AM сформировала Фонд-2025, предназначенный как раз для инвестиций в предприятия c большим потенциалом роста. Правда, даже на пике рынка, в начале августа этого года, стоимость чистых активов фонда составляла лишь 38 млн руб.

«Нам бы хотелось, чтобы бумаги, которые мы покупаем в этот фонд, могли там лежать и пять, и 10 лет», — говорит Феннер. Но такая стратегия не очень-то привлекает россиян — стоимость чистых активов более диверсифицированного фонда «Петр Столыпин» (правда, работающего с 1996 г.) на пике рынка превышала 7 млрд руб. С течением времени ситуация изменится, уверен управляющий партнер UFG AM.

«В России, хоть это и особая страна, действуют те же правила, что и в других. Сейчас лишь 2% россиян владеют акциями? Ничего, в будущем будет столько же, сколько и в США», — успокаивает он. На них и надежда.

Планы по превращению Москвы в мировой финансовый центр в течение следующих 15–20 лет вполне осуществимы, считает Феннер, хотя для этого придется изменить многие правила ведения бизнеса. И не только бизнеса.

«Если иностранный инвестор тратит три часа в Шереметьево на паспортный контроль, он вряд ли захочет сюда возвращаться. То ли дело Сингапур, где на прохождение всех формальностей уходит 10 минут», — восклицает Феннер.

Но, возможно, и не стоит особо стремиться к тому, чтобы привлечь в Россию крупные инвестиции из-за рубежа. Собственных резервов нам может быть вполне достаточно. Флориан Феннер прогнозирует, что в течение следующих двух десятилетий соотношение российских и международных инвесторов кардинально изменится. Опасность, которую несет присутствие большого числа международных инвесторов, показали недавние события, когда иностранцы, особенно американцы, и так страдающие от мирового финансового кризиса, бежали с нашего рынка, напуганные делом «Мечела» и войной в Грузии.

  • Но кем заменить иностранцев? Феннер уверен, что в России есть огромные резервы — например, средства пенсионеров, объем которых составляет триллионы рублей, но на инвестиции которых наложены неоправданно строгие ограничения. Пенсионные деньги можно вкладывать в РБК, акции которой входят в котировальный лист А1, но запрещено в «Газпром», бумаг которого в этом списке нет.

«Почему эти огромные ресурсы нельзя вкладывать в компанию, которую называют жемчужиной России? Никто из чиновников так и не дал мне ответа», — недоумевает Феннер. Правительству придется задуматься об эффективности действующих ограничений.

Алексей Непомнящий

http://www.smoney.ru/article.shtml?…

UFG Asset Management (UFG AM)

http://www.ufgam.ru/

Ну что ж, при таких условиях (да ещё постоянно живя в условиях кризиса) действительно можно обойтись и без высоких технологий, в частности, без нанотехнологий. Но этому дельцу – всё равно, будет развиваться Россия, как передовая и экономически развитая держава или останется сырьевым придатком экономик других стран. Как говорил ещё А.С.Пушкин в своём бессмертном произведении «Евгений Онегин»: «…Как государство богатеет. И чем живёт, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет…» Для нас же его вопрос будет носить чисто риторический характер. Но вот КАК на самом деле будет развиваться отечественная нанотехнология, наноиндустрия – это нам предстоит увидеть уже в предстоящие годы…