МГТУ им. Н.Э.Баумана: история, состояние, перспективы

-->

Национальные привычки

На вопросы “Поиска” отвечает ректор МГТУ им. Н.Э.Баумана академик РАН Игорь Федоров

Fyodorov_Igor.jpg .

Игорь Борисович, уже 19 лет вы – ректор крупнейшего технического университета России. А в каком состоянии был МГТУ, когда вы его возглавили?

Университет всегда был лучшим инженерным вузом, но, как и вся система высшего образования, переживал в 1990-е трудные времена. Постепенно благодаря традициям, порядочности и профессионализму коллектива удалось не только сохранить достижения МГТУ, но и создать условия для успешного его развития в новых экономических условиях. Порядочность и профессионализм в любом деле – главное.

Вы вправе гордиться, что под вашим руководством МГТУ выиграл конкурс на статус Национального исследовательского университета.

Перед этим мы приняли участие в конкурсе Приоритетного национального проекта “Образование”, где предложили свою Инновационную образовательную программу (ИОП), в которой были определены шесть направлений приоритетного развития: космическая техника и технология, биомедицинская техника и технология, наноинженерия, энергосбережение и энергоэффективность, информационные технологии и технологии, которые обеспечивают безопасность страны. Благодаря победе нашей ИОП университет получил возможность сделать хороший задел по каждому из этих направлений как в области научных достижений, так и в технической оснащенности, ведь инженерные науки немыслимы без хорошего лабораторного оборудования для экспериментов и исследований. Поэтому наша программа на конкурс национальных исследовательских университетов представляла собой продолжение тех работ, которые были начаты по ИОП, только более масштабно.

Но денег-то меньше – 250 миллионов в год, а там под миллиард рублей выделено?

В сложных экономических условиях предложенная государством система софинансирования – огромное подспорье для вузов. Если мы получаем на первый год 250 млн рублей государственной поддержки, то сами должны к этому добавить еще 50 млн, полученных нами из внебюджетных средств. Для университета эта задача непростая, но выполнимая, учитывая, что внебюджетные средства МГТУ – почти 1,5 млрд рублей в год. 1,3 млрд – наука и примерно 250 млн – остальные источники, в том числе платное обучение. У нас оно составляет не более 12% от общего числа приема. Это наша принципиальная позиция. Ведь мы готовим инженерные кадры для приоритетных отраслей отечественной промышленности, реального сектора экономики. Поэтому бауманец – человек государственный, настроенный на интересы страны.

За пять лет вуз получит 1 млрд 800 млн. Согласитесь, деньги немалые. Львиную долю в смете будет занимать именно закупка оборудования. Мы рассчитываем купить современную новейшую аппаратуру для продолжения научной работы по каждому из шести приоритетных направлений развития. Инженерная практика без новейшей техники – ремесленничество. А научные исследования без нее просто невозможны. В Бауманке всегда уделяли особое внимание развитию науки. Поэтому и девиз университета – “Образование на основе науки”. Для нас как инженерного вуза это особенно важно, потому что иначе мы превратимся в профессиональную школу, которая будет готовить инженеров-эксплуатационников, а не разработчиков новой техники и технологий.

А кадры? Средний возраст преподавателя у вас – 55 лет…

Возраст преподавателя советского времени. Особо криминального в этой ситуации ничего нет. Это тот возраст, который дает оптимальный сплав силы и опыта. Наша профессура имеет огромный запас компетенции, профессионализма, да и просто человеческой мудрости, которая нужна в работе, особенно с молодежью.

Преподаватель – главная личность, с которой студент берет пример. Когда человек работает в лаборатории, то общается с коллективом, возглавляемым крупным ученым, – это не только научная, но и воспитательная работа. В этом отношении нам повезло: есть традиции, коллектив, есть целые династии бауманцев, сильные как профессиональными, так и человеческими качествами. Конечно, омоложение профессорско-преподавательского состава – проблема для всей вузовской науки. Но мы сейчас наблюдаем приток молодых кадров. Наши выпускники с большим желанием идут в науку, остаются на кафедрах в аспирантуре, а потом пополняют ряды преподавателей.

MGTU_Baumana.jpg .

Вы всю жизнь в Бауманке?

Всю. Еще в девятом классе школы занимался в математическом кружке при МВТУ. Поэтому после получения аттестата сомнений в выборе института не было. Прошел все ступени: студент, инженер, аспирант, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан, проректор по научной работе и ректор.

Наверное, трудно, когда всех знаешь. Говорят, проще, если ректор – человек со стороны, тогда ему не жалко окружающую среду, и он смелее берется за реформы.

  • Может быть в чрезвычайных ситуациях и так. Но МГТУ в этом смысле повезло: всегда во главе вуза вставали или воспитанники нашего университета, или люди, тесно с ним связанные. Правда, в 1920-е годы был назначен ректором помощник В.И.Ленина – Н.П.Горбунов. Но тогда были экстремальные условия, межпартийная борьба, а в нормальном режиме деятельности нужна преемственность. А главное – человек должен знать особенности образования. Иначе возникают большие трудности.

Когда смотришь список НИУ, отмечаешь одну особенность: 11 из 12 – технические вузы. Из них 5 связаны с авиацией и космосом. Это умелое лоббирование или неозвученная политика государства – главным образом поддерживать авиацию и космос…

Как раз она очень даже озвученная: руководство страны неоднократно подчеркивало необходимость перехода к высоким технологиям, от сырьевой к реальной экономике. А кто ее формирует? Не банки, а наука и технологии.

Кстати, про науку. Пермский технический университет – сторонник подготовки бакалавров. А какие научные исследования на базе бакалавриата?

Когда года три назад я был в Перми, то отметил, что при очень высоком научно-преподавательском уровне университет ориентирован на подготовку бакалавров. Мне объяснили, что местной промышленности при развитом серийном производстве требуются эксплуатационники, а не разработчики. Возможно, это веяние времени. Будет иная ситуация, и все изменится. Как, например, в 1990-е годы в Канаде. В 1991 году там готовили только бакалавров. А происходившая модернизация промышленности основывалась на высоких технологиях. Понадобились разработчики. Канадцы, зная, что за 6 лет обучения МГТУ готовит высокопрофессиональных разработчиков, пригласили наших преподавателей поделиться опытом. Через 7 лет ситуация в Канаде кардинально изменилась. Все диктуют запросы реальной экономики.

Предполагается какое-то сотрудничество, распределение ролей между родственными НИУ – МГТУ, Пермским ГТУ, Казанским технологическим, Самарским аэрокосмическим, МАУ?

Мы хорошо знаем друг друга, что-то перенимаем в методике обучения, в науке, а системно взаимодействуем в рамках Ассоциации технических университетов.

В ней 140 вузов. Как вы считаете, есть там еще резерв или все сильные вузы уже выбраны в НИУ?

Думаю, есть. К примеру, Санкт-Петербургский политехнический – сильнейший вуз или энергетические вузы. В ассоциации, считаю, сейчас до 30 таких вузов. Что касается дальнейшего развития идеи, то первый плановый пересмотр списка национальных исследовательских университетов состоится через 10 лет. На мой взгляд, со временем список будет только расти. Выделение группы ведущих вузов в стране – дело очень полезное. В любой деятельности нужно иметь какие-то локомотивы, глядя на которые остальные бы понимали, чего нужно добиваться и к каким вершинам стремиться. В СССР, к примеру, было 32 ведущих вуза – союзного подчинения. Сейчас к таковым будут относиться национальные исследовательские университеты, которые должны показывать и прокладывать новые пути в образовании и науке.

Может, целесообразнее выделить головные по отраслям?

В начале 1990-х трансформация отечественной системы образования проходила под лозунгом: от отраслевой – к университетской, основанной на междисциплинарности и фундаментальности знаний. Под это давали статус университета. А узко специализированный вуз максимум получал статус академии. Теперь же понятие “отраслевой вуз” потеряло негативный оттенок.

Это означает, что появилась востребованность в практико-ориентированных специалистах? Промышленность поднимается?

Промышленность не поднимется, если мы потеряем фундаментальное университетское образование – без фундаментальных знаний не будет специалиста, а без него не будет новых технологий, инженерных разработок, развития отраслей промышленности.

Всегда считалось, что учиться в Бауманке трудно, многие не выдерживают. Но сегодня 25% ваших выпускников оканчивают вуз с отличием. Это на фоне бытующего мнения о снижении уровня общего образования и школьной подготовки. Как это все сочетается?

У нас вуз консервативный. Наши преподаватели всегда предъявляли высокие требования, поэтому я уверен, что эти 25% объективны. Этот процент говорит о том, что к нам редко попадают “случайные” студенты.

Основная масса изначально ориентирована на инженерное образование, которое невозможно без хорошего знания математики, физики. У нас по-взрослому мыслящие студенты. Иные просто отсеиваются после первых же сессий.

Удалось ли вам помимо двухуровневой системы бакалавров-магистров сохранить монопрограмму специалитета? НИУ вообще, наверное, развернет вуз в сторону магистратуры?

Мы сохранили подготовку специалистов. Сейчас университет готовит по 16 интегрированным специальностям инженеров-разработчиков, в которые в виде специализаций объединили прежние специальности. Есть и двухуровневая подготовка бакалавр-магистр. Это дает возможность университету реализовать принцип, который мы всегда отстаивали: дайте возможность вузу готовить и инженеров, и бакалавров, и магистров. Если вуз способен это сделать, то он сможет удовлетворить любые запросы работодателя-заказчика. Нужны инженеры-конструкторы – пожалуйста, специалисты. Нужны инженеры-теоретики – вот магистры. Нужны эксплуатационники – вот бакалавры.

Какой временной лаг между заказом и готовым выпускником?

Представители фирм, если у них в проекте появляется новая разработка, как правило, приходят на четвертый курс. Студенты включаются в работу сначала через практику проектирования на фирме, потом уже в разработку проекта. То есть сложнейшие разработки в среднем длятся года три. Для них требуются специалисты, магистры. Иногда нас упрекают: вы против Болонского процесса. Да мы не против. Болонский процесс хорош для юристов, экономистов, некоторых видов технических специальностей, например ИT-технологий. Но в целом к Болонскому процессу надо подходить разумно.

Как вы думаете, статус НИУ увеличит поток иностранцев, желающих учиться или стажироваться у вас?

В МГТУ сейчас 850 иностранных студентов, могло бы быть, судя по обращениям, в разы больше, но у нас трудности с общежитиями. Вводим одно на 450 мест, оно чуть улучшит ситуацию, но в основном для ребят из российских регионов. Если бы у нас было достаточно общежитий, международная деятельность была бы намного интенсивнее. К нам очень хотят приехать из Америки, Западной Европы, не только из азиатских стран. Но общежитий нет, и максимум, что МГТУ может им предложить – летние двухмесячные стажировки, когда общежития свободны. Особенно много стажеров из Франции, Германии, Англии, из Америки и Южной Кореи. Они знают качество нашего образования, нашу компетентность в ряде отраслей. Языковый барьер сейчас уже не главный. В магистратуру мы могли бы больше брать студентов, если бы не ограничение мест в общежитиях.

За время вашего руководства университетом изменилось ли международное положение МГТУ? В частности, расширились ли международные контакты?

Расширились – не то слово! 20 лет назад они были близки к нулю, а сейчас это связи с более чем 80 ведущими университетами и фирмами мира. Авторитет нашего инженерного образования за рубежом всегда был высок. Не зря уже почти полтора столетия американские студенты обучаются по русскому методу подготовки инженеров. Это та тесная связь образования и науки, про которую я уже говорил и которая является отличительной чертой подготовки инженеров в МГТУ. Мы не только подтвердили высокий статус технического российского образования, но и поддерживаем его на уровне международных стандартов.

Приведу пример: когда в 2006 году в России состоялся саммит “восьмерки”, МГТУ за три недели до его начала предложил организовать в Москве встречу с ведущими университетами и фирмами стран “восьмерки. За это короткое время при визовой поддержке МИД университет не только собрал руководство ведущих университетов США, Германии, Франции, Италии и других стран, но и представителей крупнейших мировых фирм, работающих в области высоких технологий. Наше приглашение получило доброжелательный отклик. Ректоры и генеральные директора фирм не просто съехались в наш университет, но и выступили с очень содержательными, имеющими практическое значение докладами. Это ли не признание высокого авторитета российской инженерной школы!

А что тревожит после победы в конкурсе НИУ?

Конечно, это большая ответственность. Мы продумали план развития и хотим сделать все наилучшим образом. Тревожит то, что заложенные нами показатели сориентированы, в общем, на нормальные темпы развития реальной экономики. И не совсем понятно, как будет складываться ситуация, если кризис продлится, а вместе с ним – падение ВВП, финансирования, производства… Мы постарались учесть риски, но если планировать еще большую степень падения, то это уже была бы программа выживания, а не развития.

Готовили проект по НИУ десяток корифеев?

Занимался этим практически весь коллектив. Проект довольно сложен тем, что МГТУ многодисциплинарный вуз. Поэтому стояла задача показать, что практически все шесть выбранных направлений – проявление сильных сторон инженерной подготовки в университете. Сформированные временные творческие коллективы, в которые войдут представители различных научных школ, смогут работать как междисциплинарные, синхронно по ряду направлений и вести научные работы в широком спектре.

Теперь осталось получить и разумно распорядиться деньгами?

Деньги уже получили, до конца года должны были пройти все конкурсные процедуры. Времени не так много, но мы уже все конкурсы объявили и, я надеюсь, в ближайшие недели перейдем к заключению контрактов.

С РАН работаете?

Конечно. Мы ведем совместные разработки с Академией наук. Кстати, наш проект НИУ поддержал лично Ю.Осипов, президент РАН.

А когда вы приезжаете за рубеж, в чем видите разницу инженерного образования у нас и там?

Проблемы и заботы практически одинаковые. Те же больные точки. Может, острота боли у них поменьше. А в целом, все очень схоже: успеваемость, проценты, отчеты разные, которых бесчисленное множество требуют. Или пример из жизни. В один из моих приездов в Канаду ректор одного из университетов поделился наболевшим: правительство на 15% снижает финансирование университета. Что делать – уволить 15% преподавателей или снизить всем зарплату на 15%? Так что проблем везде хватает.

Что ждет ваш вуз?

Нам надо и дальше идти по избранному пути. Это усиление фундаментальной подготовки. Только фундаментально образованный специалист может работать с высокими технологиями. А иногда приходится слышать, что больше нужны умения, а не знания. Этот лозунг провозглашен представителями гуманитарных направлений, там действительно можно многое знать, но с клиентом не уметь работать. В инженерном образовании без знания нет результата, есть ремесленники, которые колесо починят, но новый двигатель не сконструируют. Усиление фундаментальной подготовки надо вести путем выделения особо актуальных разделов.

Математики в МГТУ больше 1.000 часов, что по объему часов на ее изучение приближается к классическому университету. Наши студенты стонут на 1–2 курсах от объема математики, зато потом они легко ведут разработки в области высоких технологий. Надо отметить, что грань между классическими и техническими университетами в современных условиях все больше стирается. Есть специальности, особенно в ИT-области, которые у нас с МГУ почти одни и те же. И, кстати, классические университеты все больше поглядывают в сторону технической подготовки.

Игорь Борисович, вы мне известны как человек мягкий, деликатный… Ректору это помогает или мешает в борьбе за вуз? Легко ли быть между коллективом и властью? Ректору надо справляться со своей мягкостью?

Может, и надо, но, главное, никогда не надо придерживаться экстремистских позиций, помня о том, что любая крайность ущербна, а надо находить согласованное решение. Вопрос только в том, насколько это решение будет близко к одной или другой позиции. Стоять насмерть на рубежах в образовании не стоит. Истиной здесь никто не владеет, просто надо обсуждать, находить равновесие. Вот так я подсознательно стараюсь действовать.

Если бы вы были не ректор, отвечающий за всех, а только инженер, в каком направлении вы бы максимально развивали вуз?

Мы частично ответили на этот вопрос, когда писали программу НИУ, там шесть направлений, которые наиболее перспективны. А из этих шести я сам, как инженер, выбрал бы междисциплинарное направление – нанотехнологии. Сегодня использование нанотехнологий открывает огромные перспективы. Это другое видение, другой мир, но не перечеркивающий существующий, а дающий новые возможности. МГТУ возглавляет направление нанотехнологии в области наноинженерии. Нам очень интересно работать. Хотя до массового практического применения открытий в области нано еще не близко. Это как сверхпроводимость. Она известна, но не ясно, как эффективно запрячь ее в инженерную упряжку. Так и здесь. Надо работать.

Елизавета ПОНАРИНА

http://www.poisknews.ru/…ivychki.html



nikst аватар

Всегда приятно послушать интеллигентного, широко и рационально мыслящего собеседника… Рациональна и политика подготовки кадров:

«У нас вуз консервативный. Наши преподаватели всегда предъявляли высокие требования, поэтому я уверен, что эти 25% объективны. Этот процент говорит о том, что к нам редко попадают “случайные” студенты. Основная масса изначально ориентирована на инженерное образование, которое невозможно без хорошего знания математики, физики. У нас по-взрослому мыслящие студенты. Иные просто отсеиваются после первых же сессий».

«Мы сохранили подготовку специалистов. Сейчас университет готовит по 16 интегрированным специальностям инженеров-разработчиков, в которые в виде специализаций объединили прежние специальности. Есть и двухуровневая подготовка бакалавр-магистр. Это дает возможность университету реализовать принцип, который мы всегда отстаивали: дайте возможность вузу готовить и инженеров, и бакалавров, и магистров. Если вуз способен это сделать, то он сможет удовлетворить любые запросы работодателя-заказчика. Нужны инженеры-конструкторы – пожалуйста, специалисты. Нужны инженеры-теоретики – вот магистры. Нужны эксплуатационники – вот бакалавры».

И в области нанотехнологий прослеживается чёткая линия:

«…я сам, как инженер, выбрал бы междисциплинарное направление – нанотехнологии. Сегодня использование нанотехнологий открывает огромные перспективы. Это другое видение, другой мир, но не перечеркивающий существующий, а дающий новые возможности. МГТУ возглавляет направление нанотехнологии в области наноинженерии. Нам очень интересно работать. Хотя до массового практического применения открытий в области нано еще не близко. Это как сверхпроводимость. Она известна, но не ясно, как эффективно запрячь ее в инженерную упряжку. Так и здесь. Надо работать…»

В добрый час и новых успехов!..