Масштабная реформа образования и науки во Франции

-->

«Хороший амортизатор в период кризиса и трамплин для последующего развития»

Правительство Франции проводит масштабную реформу образования и науки. О целях, задачах и успехах реформирования нам рассказала ВАЛЕРИ ПЕКРЕСС — министр высшего образования и науки

Pekress_Valery.jpg Валери Пекресс

Валери Пекресс: «Непроницаемой границы между фундаментальной наукой, исследованиями и частным бизнесом быть не должно»

GUIDE: Французская наука и научно-исследовательский сектор экономики страны реформируются с 2005 года. Что было сделано за это время?

ВАЛЕРИ ПЕКРЕСС: Французская наука всегда добивалась превосходных результатов, но тем не менее на мировой арене заметна не была. Поэтому мы начали реорганизацию научного сектора. Были созданы научно-образовательные кластеры (PRES), способствующие объединению высших учебных заведений и исследовательских центров и развитию между ними активного сотрудничества. Теперь различные участники (университеты, высшие школы, исследовательские структуры) могут работать совместно.

  • Таким образом, образование и наука стали тесно связаны, развиваются совместно, а не параллельно. Например, благодаря согласованию содержания курсов в магистратуре и докторантуре сегодня можно получить единый диплом с печатью PRES, который соответствует программам одного или нескольких входящих в PRES вузов. После принятия закона об автономии университетов роль последних в научной сфере резко возросла. Они получили возможность самостоятельно вырабатывать и вести свою научную стратегию и завязывать любое сотрудничество как с другими учебными заведениями, так и научными организациями.

G: В каких направлениях ведутся сейчас основные научные исследования?

В. П.: В прошлом году мы провели новый для Франции эксперимент — конкурс среди научно-исследовательских проектов «Национальная научно-инновационная стратегия». В нем приняли участие более 600 ученых, бизнесменов и представителей общественных ассоциаций. В результате конкурса было найдено три важнейших направления для научных исследований на ближайшие годы. Первое — это здравоохранение и биотехнологии, задача которых предвосхитить, например, появление новых проблем: старение населения, инфекционные заболевания и т. д. Второе — неотложные экологические проблемы и экотехнологии. Нам необходимо расширять знания о климате и его эволюции, искать новые источники энергии (энергии моря, биотопливо, фотогальваника). И, наконец, третье направление — вопросы информации, коммуникаций и нанотехнологий.

Отношения между государством и научно-исследовательскими организациями в области этих трех приоритетных направлений исследований, их финансирование контролируется сотрудниками четырех специально созданных объединений — в области естественных наук, исследований окружающей среды, науки и информационных технологий и энергетики. В рамках этих приоритетных направлений исследований, мы также выделили около 30 проектов, которые получают дополнительное финансирование. Две трети выделенных на науку и исследования государственных средств пойдет на финансирование экогородов, разработку новой пусковой установки «Ариан 6», предназначенной для вывода на орбиту космических аппаратов, исследование атомных технологий и доступа в интернет.

G: Каким образом Франция развивает научное партнерство между государственными и частными структурами?

В. П.: Мы поощряем содействие партнерству между государственными учреждениями и частными компаниями разными способами: от создания исследовательских кластеров до сети институтов Карно, поскольку непроницаемой границы между фундаментальной наукой, исследованиями и частным бизнесом быть не должно. В действительности, чтобы «распахать» белые поля от нанотехнологий до биотехнологий, нужно не однажды перейти от фундаментальных исследований к прикладным, от госсектора к частному, в этом ключ успеха. Это подтверждают и последние награды французских ученых: Нобелевская премия Альфреда Ферта, одного из создателей общей научной единицы между НЦНИ и компанией Thales; Тюрингская — Жозефа Сифакиса, директора лаборатории LSI в Гренобле, которая также входит в сеть институтов Карно.

G: Каковы новые правила получения налоговой льготы по «Кредиту на исследования»?

В. П.: В 2008 году нам нужно было сохранить конкурентоспособность французских компаний в области научно-конструкторских разработок. Для этого были упрощены правила получения «кредита на исследования». Это эффективный инструмент инвестирования в инновации, поскольку им может пользоваться как фундаментальная наука, так и прикладная. Максимальная сумма кредита была увеличена в три раза, чтобы стимулировать научные исследования в частном бизнесе. Согласно новым правилам, компания может вернуть 30% от суммы инвестиций в научно-исследовательские работы, а если они ведутся совместно с государственными лабораториями, то до 60%. Такая стратегия была необходима, чтобы наверстать упущенное, побудив все предприятия, в том числе малые, инвестировать в исследования. Проведенный нашим министерством опрос показал, что «кредит на разработки» — хороший амортизатор в период кризиса и трамплин для последующего развития.

Благодаря этой мере уровень затрат французских предприятий на научные исследования и конструкторские разработки в 2009 году в целом остался на уровне докризисного 2008 года. В наиболее пострадавших от кризиса отраслях он, конечно, снизился, но в других, наоборот, исследований было проведено даже больше, чем в докризисные годы. В 2008 году частным бизнесом было потрачено на данные исследования €15 млрд. Это очень хороший результат, поскольку инвестирование в разработки циклично и увеличивается с ростом бизнеса. В конечном счете новые правила получения налоговой льготы по «Кредиту на исследования» позволили привлечь во Францию иностранные исследовательские центры и помочь закрепиться таким инновационным предприятиям, как, например, Microsoft.

G: Что еще вы делаете для французской науки?

В. П.: Мы стимулируем сотрудничество между государственными лабораториями и частными предприятиями через систему институтов Карно, которые следят за разработками, которые проводят исследовательские институты по заказу компаний, и оценивают по собственной классификации качества. Сегодня существует 33 таких института, они ведут 45% проектов научного партнерства, финансируемого предприятиями. Это 13 тыс. ученых, консолидированный бюджет в €1,3 млрд плюс €60 млн, выделенных государством. Кроме того, начала работу новая программа «Молодое университетское предприятие». Преподаватели-ученые и молодые специалисты, окончившие вуз не более пяти лет назад, смогут заниматься предпринимательской деятельностью на правах, идентичных статусу «молодого инновационного предприятия». Это поможет развить предпринимательский дух внутри вузов.

Нинон Симфориен

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?…



nikst аватар

Какой симпатичный во Франции министр высшего образования и науки!.. И, главное, как чётко ставит и пытается решить проблему… И при этом – ни слова про ЕГЭ!..

  • Что тут говорить?.. Где нам взять такого умного и симпатичного министра высшего образования и науки?..

Остальное – для людей думающих и понятливых… Не можешь сам сообразить, оглянись и погляди, как «всё это» устроено у соседей и как «это всё» у них работает… Собственно говоря, всегда лучше учиться на чужих ошибках и достижениях, чем бездумно (и безнаказанно) экспериментировать над своей страной и народом…