Как можно обеспечить безнефтяное инновационное будущее нашей страны?

-->

Где их брать – эти самые инновации?

В России всегда не любили изобретателей и вообще всяких умников. Можно вспомнить, что одно из ругательств у нас: «Умный больно!» Над изобретателями смеются, над ними издеваются: «В каждом городе есть свой сумасшедший и свой изобретатель: Бывает и так, что это – один и тот же человек», – писали классики советского юмора.

perevalov_Valery.jpg

Валерий Перевалов

В современной России, к сожалению, историческая традиция получила еще и экономическое подтверждение: при наших сундуках, по самую крышку забитых нефтедолларами, еще и что-то придумывать – несолидно, как-то. Не барское это дело! «Был у меня один – крылья придумал. Так я его на бочку с порохом посадил: пущай полетает!..» Пусть нищая Европа думает, а мы им деньжат подкинем – они и нам чего-нибудь придумают…

Сейчас, правда, на самом верху заговорили о необходимости инновационного пути развития страны. Но вот только один вопрос – а что это такое – инновации? Откуда они берутся, и что с ними делать? И кто, собственно, должен эти самые инновации создавать? И где брать деньги на их разработку?

Все эти вопросы тем более актуальны, потому что программу инновационного развития выдвинули Президент России и наше Правительство и основные посылы этой программы – полное исчерпание нефтяного пути развития страны – всем понятны.

Но как подступиться к фактической реализации программы? Можно, конечно, купить на Западе какой-нибудь станок, начать выпуск на нем какой-нибудь новой для России продукции и объявить во всеуслышание, вот какие мы молодцы!

Можно даже нагнать телевизионщиков и поставить рядом с этим станком кого-нибудь из высших чиновников: Пиара – на всю страну! Вот только при таком подходе есть все основания говорить, что объявленная Президентом и Правительством России программа создания инновационных технологий может быть проваленной.

Почему?

Дело все в том, что настоящие инновации не купишь ни за какие деньги: ни на Западе, ни на Востоке. Их можно только создать самим и для себя. И появляются они только тогда, когда, во-первых, в стране есть атмосфера стимулирования научного и технического поиска, во-вторых, есть люди, способные к созданию принципиально нового интеллектуального продукта, и, в-третьих, когда эти люди полностью уверены, что их идеи, их интеллектуальная продукция будет воспринята обществом, защищена всей мощью родного государства и достойно оплачена.

Есть лишь один способ общественного признания важности и нужности изобретения – его внедрение в производство, налаживание выпуска инновационной продукции и выплата достойных роялти авторам. В современной России ситуацию в этой сфере можно оценить не иначе как национальную катастрофу.

В настоящий момент, по признанию нашего патентного ведомства, страна владеет объектами интеллектуальной собственности на общую сумму порядка 70 млрд руб., то есть менее 0,01% от ВВП. В 2007 г. было запатентовано менее 400 патентов. Для справки: одна компания Philips приобрела более тысячи объектов интеллектуальной собственности, IBM – две с половиной тысячи: Для нас ситуация тем хуже, что число патентов, защищаемых в России, стабильно падает (в среднем – на 20% в год).

Почему так?

Могу рассказать о своем первом опыте посещения патентного ведомства на Берсеневской набережной во времена своей студенческой юности. Все началось с комнат 101/102, где мне, робко попросившему помощи, сказали – ‹все есть›. Так вот, там сидели две ‹мадамы› глубоко бальзаковского возраста, бурно обсуждавшие какие-то события их личной жизни. На меня они посмотрели, как на досадную помеху. Вся консультация свелась к попытке всучить мне две брошюрки по 100 руб…

Много раз я бывал в этом ведомстве по разным надобностям, но тот первый опыт – не забывается, тем более, что постоянно ловлю себя на том, что всегда в этом доме мешаю жутко занятым людям заниматься настоящим делом. И это при том, что защита патента на изобретение в нашей стране – на редкость дорогое удовольствие. С проведением всех процедур «по полной программе», с защитой в ЕС и США и с изготовлением макета или опытного образца это все обойдется, как минимум, в 10 тыс. долл. при практически неограниченной верхней планке расходов.

Сейчас разработана «Стратегия» развития патентного дела в России. Цели стоят грандиозные – к 2010 г. догнать Philips! Честно говоря, реакция на такую стратегическую цель у всякого нормального специалиста может быть лишь одна – это издевательство! При нашем количестве ВУЗов и НИИ, при нашей Академии наук и при таких мощнейших компаниях, как «Газпром» и Норникель, – всего 1.000 объектов интеллектуальной собственности в год: Это абсолютный непрофессионализм и неспособность осознать всю важность интеллектуальной собственности в современном мире!

И это, если хотите, оценка умственных способностей наших ученых и инженеров: «Ну и что такого могут придумать наши изобретатели?» И это, если хотите, указание на то место России в мире, в котором ее так страстно хотят видеть наши конкуренты…

На этом аспекте хотелось бы остановиться. Дело все в том, что оценка изобретателей в нашей стране как дебилов, которые не могут зарабатывать деньги «нормальным» способом – торговать одежкой, менять «баксы» на фунты стерлингов или еще чем-то подобным, – эта оценка, повторюсь, уходит глубоко в прошлое.

И тут возникает такой психологический нюанс: если столетиями в нашей стране изобретателей считали лишь досадной помехой и не посаженными в психушки сумасшедшими, а сейчас вдруг они становятся основным источником развития страны, ее надеждой и опорой: Нет, такую ценностную инверсию ни один «нормальный» ум не перенесет.

И стоит ли удивляться обилию попыток доказать всему миру, что, таки да, российские изобретатели в основной своей массе занимаются всякой ерундой?

Сейчас проходит масса всевозможных конкурсов изобретателей. Это модно, еще бы сам Президент об этом говорит! И вот один из телеканалов пригласил олигархов, для того, чтобы они своими деньгами помогли подняться изобретателям. Идея, супер! Дьявол – в деталях. Я по специфике своей преподавательской и журналистской работы знаком со множеством изобретателей России. Реакция у всех была однозначная.

О чем можно говорить, если «экспертная комиссия» конкурса зарубила проект машины для автоматического полива садово-огородных участков (позволяющей не горбатиться на 6 сотках, а сводящая весь процесс полива к открытию-закрытию одного крана), проект безопасного автомобильного кресла или воздушного кондиционера для «Жигулей» без использования фреонов…

Российская академия наук тоже решила подключиться к дискредитации российских изобретателей. Устами своего информационного агентства «Информнаука» она объявила, что самое замечательное изобретение 2005 г. – скворечник с фотоаппаратом! В конкурсе участвовали такие проекты, как метод лечения ожогов роговицы глаза (всего лишь диплом второй степени), автоматическая система противопожарного контроля за лесами, новый газовый двигатель, машина для тушения пожаров на торфяниках и множество других разработок…

Как все это контрастирует с отношением к нашим (заметьте!) специалистам «там»: в Европе, в США. Возьмем хотя бы «Конкурс русских инноваций», организуемый такими компаниями, как 3М, Shell , EADS , Intel… Понятно, что для российской экономики победители этого конкурса – «отрезанный ломоть». Все одобренные ноу-хау «уезжают» на Запад и вернутся в Россию лишь в виде готовых товаров или лицензий не раньше чем через лет 5–10 и то, если за них будут заплачены очень большие деньги. Целый ряд компаний, тот же Intel и Microsoft открыли в России свои творческие лаборатории, куда толпами заманивают наших студентов, чтобы они там что-нибудь изобрели…

Потому со всей очевидностью встает необходимость все-таки сломать наше привычное отношение к инновационно мыслящим людям. К сожалению, надо признать, что катастрофа под названием «перестройка» выбила из страны изобретателей среднего возраста, а старшее поколение в основной своей массе не способно к такой деятельности по вполне объяснимым, естественным причинам.

Надо растить новое поколение изобретателей и надо понять, что если мы это будем делать «естественным» образом, то ничего хорошего у нас не получится: или разбегутся по западным компаниям, или сопьются от невозможности реализовать свои идеи.

Надо открыть самим себе глаза и увидеть, что в нашей стране на редкость талантливая молодежь. На удивление талантливая. Им надо только помогать. К сожалению, создаваемые у нас технопарки в этом – не помощники на том простом основании, что туда надо приходить с уже готовыми патентами, готовыми бизнес-планами и желательно с «готовыми» инвесторами.

Встает вопрос – что же тогда делать?

Необходимо создать условия для студентов-старшекурсников, аспирантов и молодых инженеров по бесплатной защите патентов. Ну нет у них свободных 10 тыс. долл.! У них и 100 долл. нет. И заработать необходимые для оплаты всех патентных процедур деньги они смогут лишь годам к сорока, когда инновационная активность стремительно падает совершенно естественным образом. Поэтому необходимо проводить регулярные конкурсы инновационных разработок, отбирать самые интересные проекты, и лучшие из них патентовать за государственный счет.

Как практически реализовать этот проект?

Все инновационные технологии рождаются в рамках проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенно конкретным научным и техническим программам. Сейчас объявлена общенациональная программа по развитию нанотехнологий.

Вместе с тем существуют программы уровнем поменьше, но не менее важных для страны: создание боевой техники (самолета, танка и кораблей ВМФ) принципиально нового поколения, суперкомпьютеров, принципиально нового программного обеспечения, выведение автопрома из нынешнего застоя, дорожное строительство с использование принципиально новых технологий и множества других.

Поле деятельности – обширнейшее. И что на мой взгляд крайне важно, появляется возможность вырваться из порочного круга инерционного развития, когда все нюансы научного и технического развития определяются в Москве или в Санкт-Петербурге. У таких городов как Петрозаводск, Вологда, Самара, Саратов, Уфа, Челябинск, Екатеринбург и Красноярск появляется реальный шанс стать ‹законодателями мод› в тех или иных научно-практических направлений, которые собственно в этих городах и будут созданы.

Но для этого в этих городах должны быть созданы некоммерческие (нонпрофитные) организации, основной задачей которых станет выявление талантливой молодежи, обеспечение им возможности успешной учебы и занятия научной и практической деятельностью в высших учебных заведениях, а главное – создание возможности для бесплатного (для студентов и аспирантов) патентования их идей и разработок и внедрения этих разработок в производство.

Реально эти организации должны занять ныне оказавшуюся пустой нишу между ВУЗами и создаваемыми по всей стране технопарками.

Принципы отбора и практического осуществления всех работ по созданию опытных образцов, а также принципы финансирования этой деятельности могут быть различными: где-то отбор будет осуществлять Научный совет ВУЗов, а где-то – эксперты, назначаемые региональной администрацией, где-то будут выплачивать роялти в полном объеме, а где-то решат перейти на самообеспечение и начнут производить вычеты из роялти на финансирование патентования и изготовления опытных образцов последующих изобретений.

Где-то будут бесплатно патентовать только первый патент, а все остальные – с прогрессивной шкалой оплаты, а где-то критерием бесплатности будет являться только факт учебы в ВУЗе и какой-то минимальный (например, до 5 лет) стаж работы на предприятии или в НИИ… Любое единообразие в деятельности таких организаций – крайне вредно, поскольку неминуемо приведет к превращению этого проекта в чуть улучшенный аналог нынешнего Роспатента.

Как результат, в России резко увеличится количество защищаемых патентов, доля интеллектуальной собственности в нашем ВВП вырастет до вполне ощутимых десятков процентов. А главное, изменится духовный климат в высшей школе: вместо нынешней апатии и безнадеги появится состязательность и конкуренция научных школ с вполне объективным критерием – патентопригодностью их научно-практических разработок… Да и роялти молодых ученых с лихвой покроют все недостатки их первоначальных окладов. Наиболее же талантливые выпускники будут приходить на предприятия и в НИИ не сопливыми, никому неизвестными пацанятами, которым грош цена за десяток, а – солидными известными разработчиками, с внедрениями и роялти. С такими, конечно, работать будет труднее, зато и пользы стране они принесут гораздо больше.

Только так можно обеспечить безнефтяное инновационное будущее нашей страны.

Валерий Перевалов, Директор департамента практической журналистики Гуманитарного института

http://www.kreml.org/…ns/173839778

Совершенно правильно пишет директор-журналист! Всё так… Да и его призывы и предложения вряд ли будут услышаны кем-то из власть предержащих и, вероятнее всего, так и останутся гласом вопиющего в пустыне. Почему? Во-первых, на мой взгляд, дело это очень и очень запущено и (на самом деле) ДЕЛА обстоят гораздо хуже, чем даже он представил. Ибо СЛОМАТЬ всё можно очень быстро, зато восстанавливать порушенное потом придётся десятилетиями. Да и процесс «ломки», по правде сказать, не только не прекратился, а ещё более усилился и пошёл «вразнос» – такое у меня создаётся впечатление. Во-вторых, просто НЕТ в стране настоящего Хозяина, который бы «железной метлой», «ежовыми рукавицами» (ну, конечно, не так, как во время оно это делал «железный нарком» тов. Н.И.Ежов ;-)) навёл бы «железный порядок» сразу во многих областях… А то ведь поглядишь вокруг и, как тов. Радищев, можешь воскликнуть, что, дескать, «оглянулся окрест и душа моя уязвлена стала». «Нонешние»-то действительно пробавляются мелкой торговлишкой и по-крупному (газ, нефть, лес, металлы), игрой на бирже, ростовщичеством и т.п. Словом, «делают деньги», зачастую не производя никакого полезного «продукта»… (Вспомним хотя бы ту же ГК «Роснанотех»!). Ну, а дальше уж можно и не продолжать. И так всё ясно!..