Иркутск: Вузы начинают делить шкуру медведя...

-->

Объединяющая сила денег

Вузы – претенденты на федеральные средства для наноразработок – могут создать региональный центр

Иркутский государственный технический университет (ИрГТУ) на прошлой неделе объявил о создании Байкальского центра нанотехнологий. По оценкам «Конкурента», вуз может претендовать на 60 млн. рублей из федерального бюджета. В ИрГТУ убеждены, что выиграть федеральный конкурс может только единая заявка от иркутских вузов и академической науки. Поэтому учёные ИрГТУ активно привлекают в свой проект научные институты. Однако, как стало известно «Конкуренту», Институт химии СО РАН тоже готов создать собственный центр. Уже сейчас на 10 бюджетных грантов в федеральном конкурсе претендуют как минимум 100 вузов и НИИ страны

IrGTU1.jpg

В ИрГТУ считают, что наноцентр может возникнуть только под их крышей

ФЦП развития нанотехнологий была утверждена кабинетом министров РФ 12 июля. Общий объём финансирования – 27,7 млрд. рублей. Но она пока не начала действовать. Основные гранты учёные получают по её «спутнику» – программе развития научно-технического комплекса РФ на 2007 – 2012 годы. В ней есть специальный раздел, отданный исключительно под нанотехнологии. Отдельно федерация выделяет деньги и на центры коллективного пользования (ЦКП) научным оборудованием. Именно такая структура и должна стать базой Байкальского центра нанотехнологий.

Коллективная польза

Как сообщил «Конкуренту» проректор по научной работе, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий кафедрой квантовой физики и нанотехнологий ИрГТУ Александр Афанасьев, центр «фактически создан» на базе физико-технического института ИрГТУ. Однако работа с нанотехнологиями требует парка дорогостоящих приборов.

Сегодня ни в одном НИИ региона полного комплекта нет. Часть оборудования – в Иркутском институте химии им. А.Е. Фаворского (ИрИХ), часть – в Лимнологическом институте, часть – в Институте геохимии им. А.П. Виноградова СО РАН. В новом центре на основе соглашения между научными учреждениями и ИрГТУ смогут работать учёные разных профилей. По словам Александра Афанасьева, ИрГТУ имеет «добро» на создание центра «практически всех заинтересованных НИИ».

Получение оборудования для ИрГТУ не самоцель, отметил он. Техуниверситет уже готовит кадры по специальности «Нанотехнология», проводит фундаментальные исследования и начинает внедрение наноразработок под местное сырьё и технологии. Вуз пока является единственным в Сибири, кто ведёт подготовку по новой специальности.

  • Мы хотим создать новую философию обучения, ведь нанотехнологии находятся на стыке дисциплин – физики, химии, информатики, а выход эти исследования получают самый неожиданный – в медицине, авиации, строительстве, – говорит Афанасьев. – Поэтому в связке с нанотехнологиями вуз ставит микросистемную технику и многоканальные телекоммуникационные системы. Далее ИрГТУ намерен получить лицензии на подготовку специалистов по биоинженерии и биоинформатике и программам комплексной защиты объектов информации.

При столь амбициозных планах кафедра нанотехнологий работает только полтора года (исследования наночастиц в ИрИХ проводятся пять лет. — «Конкурент»).

«Физико-технический институт ещё до формального создания кафедры занимался исследованиями, напрямую связанными с нанотехнологиями», – заявил Александр Афанасьев.

Он сообщил, что в институте несколько фундаментальных направлений, в том числе лазерные технологии получения новых наноструктур и синтез наноструктурированных высокотемпературных сверхпроводников.

  • Наши сотрудники разработали уникальный твёрдотельный лазер, – рассказывает Афанасьев. – Те лазеры, которые используют сейчас в медицине для лечения рака, в десятки раз дороже. На разработку имеется патент, сейчас в стадии переговоров находится проект промышленного производства таких приборов в Южной Корее.

Учёные занимаются и синтезом наноструктурированных сверхпроводников.

«Наука всегда стремилась получить материалы, которые проводят электрический ток практически без потерь. Обычно сверхпроводимость возникает при достаточно низких температурах, мы же близки к получению таких материалов, где этот же эффект достигается практически при комнатной температуре», – рассказывает Александр Афанасьев.

Афанасьев заявил, что вуз намерен развивать центр вне зависимости от того, будут ли получены федеральные деньги. Он затруднился оценить конкретную стоимость проекта, отметив, что суммы под минимальную комплектацию исчисляются «сотнями миллионов». Не озвучил он и сумму собственных вложений вуза. ИрГТУ настаивает на том, что центр должен быть создан именно на их базе, так как вуз отвечает основной задаче ФЦП – практическому внедрению нанотехнологий.

Магнит против рака

Как стало известно нашей газете, в ИрИХ также рассматривают возможность создания ЦКП на собственной базе. «Конкурент» уже рассказывал о разработках института в области нанотехнологий. Учёные создали уникальные нанобиокомпозиты, в которых наноразмерные частицы вещества заключены в биополимерную матрицу, легко проникающую в клетки человека. Таким образом, к примеру, можно доставлять в организм человека серебро, обладающее высоким антимикробным действием, лечить такие заболевания, как железистая анемия, рак.

Сегодня ИрИХ работает по одному гранту Иркутского научного центра СО РАН, две разработки ведутся по линии Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Четыре новые заявки будут поданы в РФФИ и ФЦП. Средние размеры грантов РФФИ – 300–400 тыс. рублей, ФЦП предполагает около 3–7 млн. рублей.

В этом году институт получил грант РФФИ на сумму 350 тыс. рублей под проект «Новые магнитоактивные нанобиокомпозиты на основе растворимых мембранно-транспортных гемицеллюлоз».

«Гемицеллюлоза – это биополимер, который легко может проникать в клетку и доставлять туда различные магнитные материалы, — поясняет заведующий лабораторией природных синтонов и лигандов ИрИХ СО РАН кандидат химических наук Борис Сухов. — Они могут быть использованы при диагностике и, возможно, лечении рака. Если в организм человека введены магнитные материалы, они распределяются в клетках и как бы «помечают» больные органы.

Опухоли, как правило, захватывают магнитные частицы быстрее, так как обмен веществ в раковых клетках происходит интенсивнее. В результате опухоли сами становятся магнитными, и их легко видно при томографии. Но самое интересное, что если на это место затем наложить переменное магнитное поле, а частоту его менять, то наночастицы будут интенсивно нагреваться. И опять же в силу ускоренного обмена веществ раковые клетки при повышенных температурах будут умирать быстрее, чем обычные».

Плюс иркутян в том, что они не попадают в зону наноинтересов других сибирских институтов. НИИ Сибири в основном ориентируются на конструкционные наноматериалы. К примеру, на субстанции на основе микроскопических волокон. Так, томские учёные разработали нетканый материал, который похож на обычную ткань. Если через него пропустить грязную, заражённую вирусами воду, на выходе она будет близка к стерильной, так как этот «фильтр» задерживает даже наночастицы. У иркутян иная плоскость приложения сил: на основе нанобиокомпозитов они хотят создать биологически активные добавки, катализаторы, оптические и магнитные материалы.

Своё одеяло

Весной этого года ИрГТУ дважды выходил на руководство ИрИХ с предложением создать совместный ЦКП в рамках федеральной целевой программы. Однако есть свои интересы у института.

«Объединённая заявка от нескольких НИИ и вузов имеет большие шансы на поддержку», – заявил «Конкуренту» Александр Афанасьев. «Пока всё находится в стадии заявки, и определённости нет», – сообщили в Институте химии. Между тем источник в ИрГТУ отметил: «Боюсь ситуации, когда академическая наука потянет одеяло на себя, а вузы – на себя, и в итоге наш регион останется ни с чем».

«Следующим шагом должна стать координация действий на уровне обладминистрации», – заявил Александр Афанасьев.

Напомним, что ранее Иркутск проиграл конкурс на создание инновационного научного учреждения. Тогда основными претендентами стали два вуза – ИрГТУ и ИГУ. Администрация поддержала оба, в результате ни один не прошёл. Впрочем, в ИрГТУ считают, что эта ситуация не может повториться.

«Деньги выделяются слишком большие, чтобы кого-то обидеть», – отметил источник в ИрГТУ.

Между тем на счету и техуниверситета, и Института химии по две неудачные попытки получить финансирование под ЦКП. В феврале нынешнего года на конкурс ФЦП заявлялись три научных учреждения Иркутска – ИрИХ, ИрГТУ и Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС). Тогда химики заявили двухгодичный проект «Байкальский аналитический центр коллективного пользования» на 69 млн. рублей (при внебюджетных вложениях в 6 млн.). «Технари» предлагали создать ЦКП «Техносферная безопасность» на сумму 60 млн. (4,8 млн. своих средств). «Путевики» заявляли 9,9 млн. (800 тыс.). Все проиграли.

Второй конкурс состоялся в апреле, на этот раз ИрГУПС вообще не стал подавать заявку, а химики и ИрГТУ заявили меньшие суммы (55,1 млн. и 60 млн. соответственно). И оба вуза «слетели» на первом отборочном этапе с формулировкой «объём внебюджетных средств ниже, чем предусмотрено конкурсом». Сумма внебюджетных средств по одному контракту должна составлять не менее 8% от общего объёма финансирования каждой работы, выполняемой в ЦКП в год. Химики заявили только 4,4 млн., ИрГТУ – 4,8 млн. рублей.

В февральском конкурсе участвовали 103 номинанта, гранты получили 10. В апрельском – 93 (11 победителей). От сибиряков поступило более десятка заявок, а выиграл только один НИИ ядерной физики им. Г.И. Будкера (Новосибирск). Однако сибирские учёные активно выигрывают по другим разделам ФЦП, касающимся нанотехнологий. У Новосибирска – 19 грантов, у Томска – 11, у Красноярска – 4. Иркутян в числе победителей нет.

http://www.vsp.ru/…_article.php?…

Да, «внизу», на уровне вузов даже одного города разгорается настоящая война в битве за ресурсы. При ПРАВИЛЬНОЙ организации «войска» сражения и даже «война» могут быть выиграны. При НЕПРАВИЛЬНОЙ – извините…