Иркутск может пролететь... как фанера над Парижем

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

-->

Нано-Прибайкалье

Госкорпорация «Роснанотех» планирует инвестировать более 1 миллиарда рублей в развитие Байкальского нанокластера на условиях государственно-частного партнерства, причем 900 миллионов из этой суммы – в оборудование

Evdokimov_Evgeniy.jpg Евгений Евдокимов

Эта благая весть была принесена в регион управляющим директором по инфраструктурной деятельности ГК «Роснано» Евгением Евдокимовым, который провел три дня в столице Прибайкалья. По мнению нано-директора, на базе Байкальского центра нанотехнологий может быть создан так называемый «кластер», объединяющий университеты, академические институты и производства.

При этом Евгений Евдокимов честно признал, что шансы на такой технологический рывок у Иркутской области крайне низки. Для появления «кластера» у него должно быть финансирование, от которого государство старательно открещивается. По мнению представителя «Роснано», это финансирование должно идти за счет академических грантов (поступление которых правительство резко ограничило в прошлом году), региональных конкурсов, частных инвесторов. Ничего этого, в широких масштабах, в Прибайкалье не наблюдается и не предполагается в ближайшем будущем.

  • Выход Евгений Евдокимов видит в создании в Прибайкалье так называемого «венчурного фонда», представляющего собой долгосрочные инвестиции, вложенные в ценные бумаги или предприятия с высокой или относительно высокой степенью риска, в ожидании чрезвычайно высокой прибыли. Откуда возьмутся эти инвестиции, предприятия и прибыль – господин Евдокимов предпочел не уточнять.

Нельзя не заметить, что тема венчурного фонда муссируется областной администрацией третий год, однако с мертвой точки пока не сдвинулась, и нет никаких оснований думать, что сдвинется и впредь. Как известно, в силу некомпетентности и политической слабости многочисленных прибайкальских временщиков, регион систематически «пролетает» мимо всех интересных и денежных проектов, оставаясь на задворках общероссийской дележки денег.

  • Ситуация с перспективными проектами, однако, не уникальна для Прибайкалья. Россия в целом занимает весьма незавидное положение на рынке инновационной продукции. Для формирования инновационной экономики требуется доля инновационных проектов минимум в 15‑25 процентов ВВП, а то время как в России она едва дотягивает до 0,5 процента ВВП. Формирование государственного капитализма, в противовес рыночному, препятствует формированию инновационной экономики, и перспективы у нее в России весьма незавидные. Кроме того, в период 2000–2007 годы в России вообще не было никакой поддержки высокотехнологичных отраслей.

Вследствие этого по глобальной конкурентоспособности в мире Россия занимает всего 58 место.

http://babr.ru/?…

Дыра в кластере

Без своего венчурного фонда Иркутск не станет центром развития нанотехнологий

Госкорпорация «Роснано» заинтересовалась Иркутском в качестве потенциального центра развития нанотехнологий. Однако, невзирая на весь научный потенциал, город может и не оправдать возлагаемых на него надежд – если не удастся создать местный венчурный фонд.

На минувшей неделе управляющий директор по инфраструктурной деятельности ГК «Роснано» Евгений Евдокимов три дня провел в столице Приангарья. Его интересовала возможность создания на базе Байкальского центра нанотехнологий кластера, который объединил бы университеты, академические институты, производства и стал бы своего рода «фабрикой» по выпуску изобретений в наносфере.

Евгений Евдокимов дал высокую оценку научному потенциалу и созданной инфраструктуре по внедрению идей в практику. Однако заметил, что представлять готовые к запуску в производство продукты Иркутск пока не готов.

Дело в том, что для каждой стадии, которую проходит изобретение, имеется свой источник финансирования. На научные работы средства можно получить за счет академических грантов. Прикладные разработки, создание лабораторных образцов финансируются в рамках федеральной целевой программы, городских и региональных конкурсов. С получением патентов, доработкой изобретения и открытием небольшого предприятия могут помочь частные инвесторы – бизнес-ангелы. А чтобы запустить идею в масштабное производство, нужны венчурные фонды.

  • И пока таковой не появится в нашем регионе, Роснано не считает целесообразным финансировать Байкальский бизнес-кластер. Ведь то, что делает Роснано – это не благотворительность, а бизнес. Зачем вкладывать деньги в то, что не даст конечной продукции? Можно уповать на венчурные фонды из других регионов, но они, как правило, работают на свои научные центры, чужие им неинтересны. А если и проявляют интерес к нашим изобретениям, то это заканчивается уводом молодого бизнеса в другие края и области. Такие примеры наша инновационная сфера уже знает.

Поэтому Евгений Евдокимов на встрече с Министром экономического развития, труда, науки и высшей школы Владимиром Пашковым поставил условие: до середины следующего года в Прибайкалье должен появиться свой венчурный фонд. Тогда лишь Роснано подпишет соглашение о сотрудничестве и может выступить соинвестором Байкальского кластера. А речь, напомним, идет об 1,1 миллиарда рублей, 900 миллионов из которых пойдет на оборудование. Кроме того, предприятия, работающие на базе этого кластера, смогут получить инвестиции из госгкорпорации на внедрение своих наноразработок.

Но наша корпорация работает только в тандеме с другими инвесторами, – обратил внимание Евгений Евдокимов. – Мы не замещаем частный капитал, а стремится снизить риски до уровня, приемлемого для коммерческих инвесторов. Как правило, нашими партнерами в помещении средств становятся венчурные фонды.

Владимир Пашков

Владимир Пашков заверил, что в новом году такой фонд в Иркутской области появится. Однако уверенность чиновника вызывает некоторое удивление. Бюджет области на 2009 год сверстан с предельным дефицитом. И втиснуть в него необходимые 100–200 миллионов расходов будет проблематично.

  • Надо заметить, что в кабинетах обладминистрации разговоры о венчурном фонде ведутся уже третий год. Однако воз и ныне там. В этом году, например, в Приангарье на поддержку инновационных стартапов (предприятий, находящихся на ранней стадии развития) выделено … 10 миллионов рублей.

Впрочем, и городская администрация, и организаторы Байкальского центра нанотехнологий рассчитывают не только на областную администрацию.

Semyonov_Evgeny.jpg Евгений Семенов

Параллельно мы разрабатываем и другие варианты, – сообщил начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике Иркутска Евгений Семенов. – Например, через Российскую венчурную компанию (РВК), которая на конкурсной основе выделяет государственные деньги различным управляющим компаниям для создания региональных и отраслевых венчурных фондов. Суммы, которые можно получить по линии РВК, исчисляются от 600 миллионов до 1,5 миллиарда рублей.

  • Однако участие администрации области в фонде желательно. Вполне может случиться так, что инновационный проект будет иметь важное социальное значение, но покажется не слишком привлекательным с точки зрения чистого бизнеса. Если же в числе инвесторов будут представлены государственные структуры, то они могут настоять на его финансировании.

Екатерина Вострикова

http://www.rg.ru/…al/nano.html

Родина сказала:»НАНО»…

На прошлой неделе Иркутск посетил Евгений Евдокимов, управляющий директор по инфраструктурной деятельности госкорпорации «Роснанотех». Гостя интересовало, насколько эффективно в Приангарье построена работа по поддержке инновационных проектов.

Кроме того целью посещения было обсуждение механизмов взаимодействия ГК «Роснанотех» с администрацией Иркутской области и мэрией города Иркутска по вопросу создания Байкальского центра нанотехнологий и формирования на его основе кластера нанотехнологий.

«Микроскопические» технологии

Даже на самом высоком федеральном уровне признаются, что слово «нанотехнологии» стало настолько популярным, что невольно у обывателя возникает ощущение, что за столь мудрёным названием скрывается очередной «дутый проект». На телевидении активно рекламируют нанокосметику, говорят о необходимости внедрения в строительную отрасль нанобетона и о позитивном воздействии наномедицины.

  • При помощи нанопродукции потребителю обещают остановить биологическое старение организма, воссоздать разрушенные клетки внутренних органов и даже победить рак.

Благодаря популяризации данной темы уже практически любой гражданин страны может сказать, что нано — это величина, равная 10_9 метра, или один нанометр равен одной миллионной доли миллиметра.

И может появиться мысль, что все, кто работают с объектами подобных размеров, занимаются этими самыми мельчайшими, но жутко эффективными «нанотехнологиями». Но это заблуждение. Ведь в науке под наночастицами принято понимать не только частицы, соответствующие подобным размерам, но прежде всего, частицы с определёнными заданными свойствами. А задать нужные свойства возможно лишь в некоторых научных лабораториях, оснащённых наисовременнейшим оборудованием.

Кстати, создание в Иркутске Байкальского центра нанотехнологий позволит местным учёным заниматься столь востребованным в современном мире направлением, как нанотехнологии. И данный проект, по оценкам экспертов, является амбициозным не только для Иркутской области, но и в масштабах страны.

В поисках инвестора

Евгений Евдокимов заявил, что «у госкорпорации «Роснанотех» самые серьёзные намерения расширять и развивать своё присутствие в субъектах федерации». А создание наноцентра в Иркутске видится целесообразным, так как в регионе имеется внушительный научный и промышленный потенциал. Более того, этот центр способен стать одним из узловых в общей федеральной структуре.

Как сообщил начальник управления по стратегическому развитию и инновационной политике администрации города Иркутска Евгений Семёнов, «формально Байкальский центр нанотехнологий уже создан. Располагаться он будет в здании строящегося технопарка ИрГТУ. Есть даже соглашение о консорциуме. Единственное, чего не хватает, — это необходимого оборудования».

После сдачи центра в эксплуатацию, по мнению Евгения Евдокимова, начнётся обсуждение с резидентами сроков подачи в корпорацию материалов по проектам, претендующим на госфинансирование.

Наноинвестиции

Правда, реализовать столь грандиозные задумки невозможно без представителей научной школы Иркутской области, без усилий власти, но главное — без активного участия бизнеса. Ведь по условиям «Роснанотех» не может финансировать проекты более чем на 50%, вторую половину расходов должны взять на себя соинвесторы. И именно этот пункт вызывает наибольшие опасения.

Хотя госкорпорация и берётся снять те риски, на которые инвесторы идти не готовы. Прежде всего, они (риски) связаны с ранними стадиями развития компании, на этапе завершения опытно-конструкторских разработок. И всё же очереди из страждущих вложить свои средства в нанотехнологии не возникает.

Кризис вносит коррективы

Правда, Евгений Семёнов и уверяет, что работа с региональным бизнес-сообществом ведётся и даже есть отдельные представители крупного бизнеса, кто способен принять участие в подобных проектах. Но, к сожалению, в эти планы может внести свои коррективы мировой финансовый кризис.

Это вынужден был признать и представитель «Роснанотеха».

Возможно, кризис отразится на финансово-инвестиционных планах наших соинвесторов — отметил Евгений Евдокимов. — Что касается госкорпорации, то у нас работа по проектам не останавливается и не замедляется. И, надеюсь, существенно на нашей деятельности кризис не сказался и не скажется. Более того, скорее всего, будет возрастать наша роль в снятии возможных рисков, обостряющихся в связи с финансовой ситуацией.

Правда, в словах господина Евдокимова о том, что финансовый кризис не отразился на «Роснанотехе», есть определённая доля лукавства. Поскольку выделенные этой корпорации государственные средства в размере 130 млрд рублей в июне 2008 года были размещены на депозиты 8 крупных российских банков сроком на полтора года под 10,2%.

А в настоящее время уже поступают официальные заявления, что инфляция в этом году превысит 12%, то есть средства госкорпорации станут постепенно обесцениваться.

И очень жаль, если из-за финансовой нестабильности не удастся претворить в жизнь идеи по созданию Байкальского наноцентра. Ведь это колоссальный шанс для Иркутской области из сырьевого придатка превратиться в регион, экономика которого основывается на наукоёмкой продукции.

Кстати

На V Байкальском экономическом форуме озвучивалась «цена вопроса» по созданию Байкальского наноцентра — она составляет 1,1 млрд рублей. Из этой суммы предположительно 200 млн рублей необходимо на достройку здания центра, а 900 млн должно пойти на закупку чрезвычайно дорогого оборудования для прикладных исследований.

Языком цифр

В 2007 году страны и частная индустрия во всём мире потратили в целом на нанотехнологии 13,8 млрд долларов. Основным инвестором оказались Соединённые Штаты. Причём государственные расходы США на фундаментальные исследования в области нанотехнологий составили 1,5 млрд долларов (в 2001 году эта цифра не превышала 500 млн), а частные инвестиции сектора превысили 3 млрд долларов. Таким образом, США инвестировали в нанотехнологии свыше 4,5 млрд долларов, в то время как в России в этом году госкорпорация «Роснанотех» получила в своё ведение свыше 4,7 млрд долларов из федеральной казны. А вот объём финансирования частными инвесторами по-прежнему ничтожен.

К слову, в настоящее время на долю России приходится 0,07% от мирового объёма продукции, изготовленной с применением нанотехнологий, на долю США — 30% такой продукции, а Японии — 20%.

По планам до 2015 года Россия должна произвести нанопродукции на сумму 4,2 трлн долларов, то есть 3–4% мирового объёма. А за 2015 год — на сумму до 2,5 трлн долларов.

Алёна САБИРОВА

http://vostsibir.aif.ru/…es/597/18_01

Да, и хочется, и колется, и ничего не делается… Дело в том, что для каждой стадии, которую проходит изобретение, имеется свой источник финансирования. На научные работы средства можно получить за счет академических грантов. Прикладные разработки, создание лабораторных образцов финансируются в рамках федеральной целевой программы, городских и региональных конкурсов. С получением патентов, доработкой изобретения и открытием небольшого предприятия могут помочь частные инвесторы – бизнес-ангелы. А чтобы запустить идею в масштабное производство, нужны венчурные фонды. А с этим – у местных властей – дела явно не в ажуре. Вон, брали бы пример с Татарстана или Свердловской области… А то вроде и парни «свои», и умные, и хорошие, да вот только… Дать им нечего!.. А тут ещё этот, как его? А, «финансовый кризис»… Ну-ну…