Дешевый метод превращения угля в мазут

-->

Мешать не вредно

Российские ученые предложили дешевый метод превращения угля в жидкость. Его надо смешать с водой — и он будет гореть не хуже мазута

Владимир Пеннер

Пензенский инженер Владимир Пеннер всю жизнь пытается заставить воду гореть. Звучит странно, но, смешав 30–40% воды и 60–70% каменного угля, можно получить горючую смесь, которой, как обычным мазутом, вполне можно топить котельные. Вся трудность — в смешивании. Если частицы будут слишком крупные, смесь расслоится на воду и уголь. Но если разбить уголь (масло и т.п.) на столь малые частицы, что силы поверхностного натяжения не смогут его «оградить» от воды, то два материала перемешаются, образовав стойкую горючую суспензию, КПД сгорания которой будет примерно в два раза выше, чем у обычного угля.

Владимир Пеннер, генеральный директор ООО «Творческое объединение "Наука», уверен, что именно его технология Renamat (технология измельчения и перемешивания) может продвинуть мировую энергетику на несколько шагов вперед. В Renamat вещество измельчается потоками воды с использованием сил кавитации. Чтобы получить однородную смесь, нужно измельчить исходное сырье до частиц размером меньше 200 нм.

«Частицы такого размера можно чрезвычайно плотно "упаковать», что и позволяет получить очень стойкий материал",— объясняет Пеннер.

Внешне полученное по этой технологии водно-угольное топливо очень похоже на мазут, но обладает совершенно другими характеристиками. Во-первых, оно не пахнет, а во-вторых, оно менее разрушительно для окружающей среды.

«Уголь сжигают в ТЭЦ с очень большим загрязнением: 18,5% всех выбросов в атмосферу — это "вклад» угля, плюс около 10% загрязнений воды и почвы,— рассказывает Пеннер.— В результате сжигания угля на ТЭЦ образуются золошлаковые отвалы, которых в России уже накоплено 1,3 млрд тонн! Из-за угрозы экологической катастрофы многие ТЭЦ было решено перевести на газ. Но газ сейчас — продукт очень дорогой. Цена на уголь в несколько раз ниже. Если ввести в тепловую энергетику Renamat, мы получим дешевое экологически чистое топливо".

В основу технологии положены результаты исследований, выполненных Пеннером и его коллегами с 1982 по 1992 год. Этот метод можно использовать не только в энергетике — он годится и для производства строительных материалов, и, например, в технической химии. В советское время Пеннер работал в красноярском филиале Всероссийского научно-исследовательского института галургии. Еще в советское время уголь, превращенный в водно-угольную суспензию, пытались транспортировать по трубопроводам, как нефть. Сегодня пензенские изобретатели хотят вернуться к этой идее — в будущем водно-угольную смесь, созданную по технологии Пеннера, можно будет подавать по трубам непосредственно в котельные установки.

«Наше открытие позволит резко снизить объемы железнодорожных перевозок и количество потребляемого дефицитного газа. Уголь является механической смесью органических и неорганических материалов, доля которых колеблется от 5% до 45%. Разделить их очень непросто, а транспортировать песок или глину через всю страну абсурдно»,— говорит создатель Renamat.

Пеннер — не первый разработчик водно-угольного топлива. Тем не менее, по утверждению партнера венчурного фонда Ruvento Вячеслава Солоницына, ставшего инвестором Renamat, применявшиеся до сих пор способы измельчения угля слишком дороги и делают топливо нерентабельным. Зато созданная на Renamat смесь будет, по словам разработчиков, не дороже мазута. Положенный в основу технологии кавитационный принцип измельчения уже защищен двенадцатью патентами.

Renamat применяется во многих производственных сферах: ее используют в низкоцементном и бесцементном строительстве, в пищевой промышленности. На днях разработчики Renamat вернулись из Греции. Там они вели переговоры о введении своей технологии в производство оливкового масла. Размельчение оливок поможет получить в несколько раз больше масла – так что у RENAMAT есть будущее и в пищевой промышленности. Инвестиции в усовершенствование производства масла – относительно небольшие: около $0,5 млн для создания одной установки.

Еще одно применение Renamat – очистка воды: «Творческое объединение "Наука"" разработало установку "Родник» для безреагентной очистки воды и ее обеззараживания.

По словам Вячеслава Солоницына, планируемое время возврата инвестиций — один год.

«Через год капитализация компании должна составить $100 млн, а через четыре года это будут сотни миллионов долларов»,— заявляет он.

$4–5 млн — именно столько потребуется Renamat для осуществления амбициозных планов. Прежде всего средства пойдут на создание производства Renamat-установок.

Однако столь оптимистичные прогнозы не распространились на водно-угольное топливо: несмотря на его экологичность и высокий КПД, энергетики не спешат переводить ТЭЦ на высокотехнологичную смесь. Сумма затрат здесь на порядок выше: по словам Вячеслава Солоницына, замена установок на электростанциях составит около 10% ее стоимости, или в среднем $8–10 млн. Время возврата инвестиций — несколько лет. Однако сама технология переработки малозатратна: для превращения одной тонны угля в водно-угольное топливо нужно будет потратить всего 2 кВт, а это, по современным расценкам, обойдется в $1.

В продвижении своей технологии Владимир Пеннер особенно надеется на китайский рынок: по результатам мониторинга, именно он особенно нуждается в новых ТЭЦ и в энергосберегающих технологиях. Выход нового топлива на рынок запланирован в 2012 году. Однако пока это всего лишь планы: спроса на водно-угольное топливо нет, и в работе его детище нанотехнологии можно увидеть лишь в лабораториях.

Бизнес-план

  • Потребность в инвестициях: $4–5 млн
  • Оборот через четыре года: $20–25 млн
  • Капитализация компании через четыре года: $100 млн
  • Предполагаемый срок возврата инвестиций: семь лет

Экспертное мнение

Араик Манучарян, гендиректор компании «Центрстрой», владелец карьера в Архангельской области:

Эту технологию я считаю привлекательной для нашего рынка, особенно для строительной сферы. Перспективы водно-угольного топлива вызывают большие сомнения. Но на рынке стройматериалов потребность в таком материале есть. До наступившего кризиса рост цен на цемент ежегодно составлял 30%. Когда опять начнется активное строительство, все повторится. Поэтому если сейчас найти свободные деньги для внедрения технологии переработки золошлаковых отходов, в послекризисные времена это поможет остановить обвальный рост цен на цемент.

Инвестировать

Андрей Скоч, член комитета Государственной думы РФ по промышленности:

Это бесспорное открытие и будущее нашей промышленности. Но мне кажется, что цифры ученых-разработчиков еще предстоит не один раз проверить на практике, в более мелких масштабах, например, на том же производстве оливкового масла. По-моему, $8 млн на переоборудование ТЭЦ мало. Потребление угля в его нынешнем виде в металлургии и в энергетике встроено в существующие технологические цепочки; просто «вырвать» старые технологии использования угля и заменить их новыми — это десятки миллионов долларов. Поэтому надо считать и перепроверять бизнес-планы еще и еще раз.

Алина Меледина, Алексей Гостев

Журнал «Секрет Фирмы», № 43(275) от 03.11.2008

http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?…

ТО «Наука», Пенза

  • Творческое объединение «Наука» разработало и приступило к массовому выпуску комплекса оборудования «Орион» для производства пенобетонной массы оригинальной структуры, носящей фирменное название – «Пеносиал».

Оборудование комплекса позволяет на основе местного песка и классического портланд-цемента изготавливать штучные изделия повышенной прочности для строительства малоэтажных зданий и сооружений. Входящий в состав оборудования насос позволяет транспортировать пеномассу на высоту до 20 м.

  • Изделия из пеносиала плотностью 400 кг/м3 имеют прочность на сжатие 2 МПа/см3

Повышенная скорость твердения пеномассы, которая приобретает товарную прочность в течение нескольких часов, позволяет резко ускорить темпы строительства со съемной опалубкой и увеличить оборот форм или вообще отказаться от их использования.

  • Адрес: Пенза, 440028, ул. Гагарина 16, оф.307
  • Телефон: + 7 (8412) 64–42–94
  • Мобильный телефон: + 7 (927) 3815949
  • Контактное лицо: Дерюгин Денис
  • Должность: Менеджер по продажам
  • E-mail: naukapenza@rambler.ru

Да, казалось бы, давно забытое старое. А вот на новом витке развития технологии может дать столь неожиданный и довольно значительный эффект. Причём, и эта технология имеет прямое отношение к «нашему делу» – ведь там идёт речь об измельчении твёрдого вещества до частиц наноразмера! И если изобретателю удастся довести своё детище до логического (и успешного) конца, то мы сможем наблюдать новый ренессанс в энергетике, строительстве и других отраслях, где смогут применяться такого рода технологи… Пожелаем ему успеха и новых достижений!..



Anonymous аватар

Совместно с учеными Института физико-органической химии Национальной академии наук Беларуси ОДО «Лаггар» разработало многофункциональные добавки — катализаторы горения углеводородных топлив «ИОН». Это вещества, которые оказывают комплексное воздействие на процессы сжигания углеводородных топлив. Влияние катализаторов проявляется в снижении выбросов вредных веществ, улучшении работы оборудования, снижении расхода топлива на 10–15 %. Катализатор «ИОН» выпускается в трех модификациях: для дизельного топлива, бензина и мазута под маркой (ИОН- Д, ИОН- Б, ИОН- М). Подробнее на сайте www.ion.by тел. в Минске: 375 17 2780268, 375 29 6697726 e-mail:laggar@mail.ru