Барьеры на пути инноваций

-->

Откаты похоронили инновации

Стать поставщиком «Газпрома» или «Транснефти», или РЖД, да любой государственной компании почти невозможно без «откатов»

Otkat.jpg .

Дмитрий Медведев дал верную оценку состоянию российской экономики. Задача перевода российской экономики на инновационную основу не решена.

«Это – провальная задача. Мы ее просто провалили, мы ничего не сделали в этом направлении, наверное, потому что мы не занимались этим так активно, как должны были бы заниматься. У нас были и другие проблемы, и другие беды, на которые мы обращали внимание», – сказал президент на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России.

Почему экономика России находится в дремучем состоянии? Что нужно сделать, чтобы встать на инновационные рельсы? Я постарался ответить на эти вопросы.

  • Самый выгодный бизнес в Российской Федерации – добыча и экспорт полезных ископаемых, то есть изъятие и перераспределение природной ренты. В силу того, что вопрос изъятия природной ренты у граждан в пользу государства принципиально не решен, мы и имеем сырьевую экономику. Создана ситуация, в которой выгоднее торговать нефтью, чем производить автомобили, и создана она налоговым законодательством, судебной системой, системой госзакупок, таможенной политикой. Я считаю, что налоговое законодательство, к примеру, написано исключительно под сырьевые компании. Но даже измени мы его, инновационная экономика сама собой не появится.

Камень преткновения – схема перераспределения доходов сырьевых производств в пользу инноваций, здесь нужно крепко поработать законодателям. В США 70% инновационных производств находятся в сфере малого бизнеса, потому что именно в малом бизнесе заинтересованность собственника и управляемость процессом создания и реализации идеи максимальны. Первый в мире компьютер, кстати, в гараже собрали два молодых американских парня. В малом бизнесе идея рождается, реализовывается, апробируется, а потом большие компании доносят ее до общества – такова практика внедрения инноваций во всем мире.

  • В России малые предприятия изначально ущемлены налоговым законодательством. НДС начисляется сразу на всю сумму выручки, а в замещение возвращается только налог, который заплатил поставщик. Если малое предприятие становится поставщиком ЧКПЗ (Челябинский кузнечно-прессовый завод), его продукция автоматически будет для нас дороже на 18 процентов, потому что малое предприятие не является плательщиком НДС, а ЧКПЗ – является. И получается, что малый бизнес может быть эффективен, только если он напрямую работает с гражданами (парикмахерские, автомойки и т.п.)

Вести инновационный малый бизнес, результаты которого может использовать крупная промышленность, невыгодно, поскольку НДС делает его нерентабельным. Выход – установить начисление НДС «прямым счетом», то есть платить его с разницы между поступившими и уплаченными средствами, а не всей суммы выручки. И продукция малого бизнеса станет конкурентоспособней на 18%. А это, по сути, рентабельность малых предприятий.

  • Обрабатывающие производства глубокого передела имеют длительный цикл. Для этого нужны огромные оборотные средства. Высвободить их можно, отменив выплаты НДС с авансов. Пусть, в конце концов, он выплачивается по мере реализации продукции, в противном случае мы закупаем сырья на миллиард, производим на 200 миллионов, а НДС выплачиваем со всего миллиарда. На примере кузнечно-прессового завода я могу утверждать, что пропорции «оборотки» у нас именно такие – один к пяти. Ну, и не нужно забывать про кредитные ставки в России – в районе 20%. Как в таких условиях обеспечить рентабельность инновационного производства, производства глубокого передела, я не понимаю?

Третья проблема – постоянно усиливающаяся монополизация экономики. Вот, например, в государственный холдинг «Ростехнологии» входят «КамАЗ», «АвтоВАЗ» и поставщик металла «Красный Октябрь». Если «КамАЗу» и ВАЗу дана команда покупать только у «Октября», а тому не надо задумываться о сбыте, о снижении издержек, о конкурентной борьбе, будет ли дешевым российский ВАЗ для потребителя в такой ситуации? Нет, конечно. На том же ВАЗе происходит нечто фантастическое. Поставщик предлагает поставлять продукцию по цене ниже внутренних издержек. Полгода ходит он за директоратом предприятия, за свой счет внедряет производство, закупает оснастку, а в конце ему заявляют, что его продукция не нужна, потому что внезапно появился другой поставщик, по всей видимости, заплативший за то, чтобы казаться более выгодным. Общеизвестно, что нормальному поставщику, готовому конкурировать, попасть на ВАЗ почти нереально без «отката», а это издержки, которые будут заложены в стоимость продукции.

  • Не способствует становлению инновационного климата и система госзакупок на предприятиях с государственным участием и предприятиях естественных монополий. «Газпром» просит государство снизить ему налоги, говоря, что кормит страну. Это так, но не проще ли заняться издержками «Газпрома»? Стать поставщиком «Газпрома» или «Транснефти», или РЖД, да любой государственной компании почти невозможно без «откатов». Справедливости ради, надо признать, что исключения из этого правила я знаю, но это все-таки исключения.

Оснований для отказа участия в тендере может быть множество. После устранения конкурентов из тендера остаются поставщики, у которых цена на 20 – 30% выше. Однажды завод участвовал в одном из тендеров, проводимых министерством обороны, и был вышвырнут из него по надуманным причинам. Я написал запросы в Генеральную прокуратуру, ФАС, «Рособоронзаказ», Счетную палату. Отовсюду, кроме Счетной палаты, получил ответ: «Нарушений нет». Так в чем дело, почему предприятию не удалось стать поставщиком Минобороны? Не дали «откат»?

  • Президент прав, мы не продвинулись на пути к инновационной экономике. Тому виной коррупция. На любом потоке государственных денег стоят чиновничьи ловушки, требующие «откатов». Не откатил – не просочился. Откатил – поднял цену. И прежде, чем заниматься нанотехнологиями, нужно победить коррупцию. Потому что пока инструмент реализации воли политического лидера в экономике не работает. Медведев говорит совершенно правильные вещи, но обращаться он должен не к нации, а своим подчиненным, всей вертикали власти, ставшей камнем преткновения для инноваций. Государственная система контроля и контроля за теми, кто контролирует, огромна. Но нарушения почему-то не выявляются. Какие уж тут инновации, какая конкуренция, какие рыночные цены – нефть надо качать.

Валерий Гартунг

http://slon.ru/…post/132961/



nikst аватар
  • Президент прав, мы не продвинулись на пути к инновационной экономике. Тому виной коррупция. На любом потоке государственных денег стоят чиновничьи ловушки, требующие «откатов». Не откатил – не просочился. Откатил – поднял цену. И прежде, чем заниматься нанотехнологиями, нужно победить коррупцию. Потому что пока инструмент реализации воли политического лидера в экономике не работает…

Золотые слова!..