Человек, который проживет 130 лет, уже родился

Испанский биолог Исписуа Бельмонте считает, что человечество уже на пороге открытия пока не вечной, но очень продолжительной молодости. Ему уже удалось вернуть юность стареющим мышам, и MIT Tech Review объясняет суть его работы, а также ограничения метода, на которые указывают скептики.

О работе Исписуа Бельмонте в Институте Салка заговорили во всем научном мире после публикации в журнале Cell статьи о результатах опытов с мышами, больными прогерией — редчайшим генетическим недугом, который приводит к стремительному старению. Автор MIT Tech Review Эрика Хаясаки называет видео с черной мышью шокирующим и вспоминает о легендарном источнике вечной молодости.

Вот мышь почти умирает — она не в силах пошевелиться и лишь моргает. Ее органы явно отказывают. А вот она бодра и активна. Второе видео снято позже первого — после того, как мышке вкололи «коктейль молодости».

То, чем занимается Бельмонте — перепрограммирование клеток. Микстура составлена на основе так называемых «факторов Яманаки» — четырех белков, совместная индукция которых переводит зрелые соматические клетки в плюрипотентные стволовые. За открытие этого механизма Синъя Яманака получил Нобелевскую премию.

«Жизнь будто начинается заново», — описывает эффект испанский биолог. Также он сравнивает происходящее с клонированием — но без формирования нового индивида. По крайней мере, так это должно работать в идеале.

Бельмонте, однако, быстро охлаждает пыл: контролировать омоложение оказывается очень сложно. Клетки после «сброса настроек» развиваются не только в нужные телу, но и образуют раковые опухоли либо просто отказываются работать, как надо. Мыши быстро умирают.

Так что на следующем этапе исследований с мышами Бельмонте искал пути ограничить воздействие «коктейля молодости», и оказалось, что в этом помогает распространенный антибиотик доксицилин. Мышей разделили на несколько групп, и некоторые пили воду с доксицилином ежедневно, а другие — пару раз в неделю. У мышей, получавших такие ограниченные дозы, не развивались опухоли. Напротив, они стали крепче, а их органы стали работать лучше. Они прожили на треть дольше, чем больные прогерией сородичи.

Бельмонте уверен, что старение можно обратить и замедлить и для людей. Этот неизбежный сейчас процесс он называет «клеточными аберрациями», с которыми можно бороться. Решение будет найдено в ближайшие годы, говорит он. На протяжении двух веков продолжительность жизни удвоилась — не только благодаря медицине, но и ремням безопасности и пропаганде здорового образа жизни. Чтобы продолжить этот тренд, теперь просто нужно задействовать другие механизмы.

«Я уверен, что ребенок, который проживет 130 лет, уже с нами. Он уже родился», — говорит ученый.

Теперь ему предстоит решить проблему «направленного омоложения», то есть восстановления отдельных тканей или органов.

Черви или саламандры умеют отращивать отдельные части тела, но у большинства позвоночных переключатель регенерациивыключился. Бельмонте, однако, понимает, что для его активации потребуется точечное вмешательство, а не тотально омолаживающий «коктейль Яманаки»

Как пишет MIT Tech Review, статья Бельмонте в Cell всколыхнула часть научного сообщества, которое занимается проблемами старения. Появилась надежда на скорый прорыв, но многие указали и на ограничения такого подхода. Например, методы Бельмонте омолодили только мышей, страдающих от прогерии. Продолжительность жизни обычных грызунов ему продлить не удалось.

Ян Вийг, завкафедрой генетики Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Нью-Йорке, говорит, что старение состоит из «сотен различных процессов», найти для которых простые решения маловероятно. Впрочем, он допускает, что в теории наука создаст «новые процессы, настолько мощные, что они будут превалировать над всеми остальными». Однако сейчас, подчеркивает он, «они нам неизвестны».

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.3 (8 votes)
Источник(и):

ХайТек