Образование будущего: Канадский учитель физики превратил обучение в игру и повысил успеваемость

Как заставить детей полюбить сложный школьный предмет? Как улучшить атмосферу в классе? Как разнообразить процесс обучения, не потеряв в качестве, и породить в детях желание приходить в школу каждый день? Как подтянуть слабых, не давая скучать сильным ученикам? Ответы на все эти вопросы знает учитель физики из Канады, разработавший платформу “Класскрафт”.

Корреспондент «Вести.Наука» пообщался с Шоном Янгом (Shawn Young) накануне его прилёта в Москву на Форум «Открытые инновации», которая открылась 28 октября на ВДНХ в павильоне 75, и представила жителям и гостям столицы массу интересных современных проектов.

Корреспондент «Вести.Наука»: Здравствуйте, Шон. Расскажите немного о платформе «Класскрафт», как она работает?

Шон Янг: «Класскрафт» — это платформа, которая превращает любой урок в игру. Дети могут присоединиться к одной из трёх групп персонажей — воинов, магов или лекарей. Они образуют команды, и в зависимости от того персонаж какой группы они себе выбирают, они могут получать особые способности. Например, кто-то может есть прямо на уроке, кто-то может «телепортироваться» из класса во время занятия или получить дополнительное время для того, чтобы закончить какой-то тест.

Игра очень легко настраивается. Идея состоит в том, чтобы благодаря игре мотивировать детей хорошо вести себя на уроке. Если они хотят быть более продвинутыми персонажами в игре, то им необходимо хорошо работать на уроке в реальной жизни. Учитель при помощи правил определяет поведение, которое он хочет, чтобы они демонстрировали. Целая система способствует тому, чтобы персонаж ученика становился сильнее день ото дня за счёт набора очков (читай, хороших оценок).

Динамика командной игры также очень важна, так как ученики могут не только набирать очки, но и терять их. Так, если кто-то ведет себя грубо или опоздал на урок, то это несёт негативные последствия для его персонажа. То есть события в реальной жизни влияют на ход игры.

При этом система игры такова, что детям необходимо кооперироваться, чтобы выжить.

Корреспондент «Вести.Наука»: Насколько мы поняли, класс делится на три группы (магов, лекарей и воинов) и представители каждой из них обладают своими способностями. Для чего нужно такое деление? Влияет ли это на обстановку и работу в классе?

Шон: «Класскрафт» похож на ролевую игру. Единственный способ выжить в такой игре и как-то прогрессировать — это работать в команде. Разные персонажи в этих играх обладают разными способностями, они дополняют друг друга, помогают друг другу выжить.

Например, группа воинов имеет возможность защищать, и они могут поделиться своими заработанными очками, чтобы нейтрализовать ущерб наносимый обстоятельствами другому игроку из своей команды. Таким образом,

мы втягиваем класс в ролевую игру. Лекари могут, соответственно, лечить других игроков, поправлять их здоровье. Разные дети выбирают разных персонажей. Ученики посильнее делятся заработанными баллами с теми, кто послабее.

Корреспондент «Вести.Наука»: Игра заканчивается после того, как ученики покидают класс? Или она продолжается?

Шон Янг: Однозначно не заканчивается. Дети как одержимые. Я сейчас не обучаю детей. Но в прошлом июне я выпустил класс, и я знаю, что три месяца спустя мои ученики вернулись в игру, кастомизировали (подстроили под себя) своих персонажей и продолжили проходить миссии, чтобы заработать больше очков опыта. Так что, однозначно, не заканчивается.

Да и учителя, как и я, подчас начисляют своим ученикам дополнительные баллы за активность вне класса. Например, за то, что они выиграли спортивный матч или победу в каком-то конкурсе, если они помогли мне после перемены.

Корреспондент «Вести.Наука»: Расскажите немного об истории проекта. Как идея создать такую игру пришла вам в голову и как всё начиналось?

Шон Янг: Я живу в Канаде. Я работал учителем физики и в то же время web-разработчиком. Последние 10 лет я занимался фрилансом на ниве web-разработок. Мой брат работал дизайнером, и у него периодически были какие-то контракты и проекты, над которыми мы работали вместе. Я при этом продолжал обучать детей.

Идея «Класскрафта» постоянно маячила у меня в голове. Она вышла на первый план, когда я как-то шутил со своими учениками, что надо начислить им дополнительные очки за хорошую работу. Потом я сел, прикинул, какие могут быть в игре движущие силы и игровой движок, нет ли чего-то подобного у кого-то ещё, как и за что начислять баллы.

Это было три года назад. Я это делал в свободное время, но сразу планировал сделать из этого коммерческий продукт.

В один прекрасный день я решил создать сайт, на котором поделился тем, что я делаю. 2800 человек пришли на сайт в первую неделю, мне прислали сотни электронных писем с вопросами, как я это сделал, как буду использовать.

Наш отец занят в бизнесе, и мы втроем в течение трёх месяцев смогли получить грант канадского правительства в 2013 году. А в августе 2014-го мы уже выпустили первую версию. То есть официально у нас ушло чуть больше года на создание платформы. Притом, что я уже три года её использую, отлаживаю, совершенствую со своими учениками, меняю правила и проверяю, что все работает.

Корреспондент «Вести.Наука»: Вы сказали, что работали учителем физики. Вы пытаетесь с помощью своей платформы объяснять классу такие непростые темы как квантовая физика, физика элементарных частиц или ультрахолодных газов, например. Игра помогает вам в такого рода вопросах?

Шон Янг: Так как игра основана на поведении, совершенно неважно, что именно вы преподаёте. Смысл игры не в том, чтобы стать лучше в математике или физике, её цель — стать более продвинутым персонажем, лучше взаимодействовать с вашей командой, развиваться, расти. Она универсальна. Если сделать игру, которая учит физике, то учителя по другим предметам не смогут её использовать.

Учитель трансформирует игру в том направлении, в котором она применима к его предмету. Игра адаптируется к вашим методикам преподавания, вам не нужно изменять свой стиль обучения. Она не относится только к физике, например. Она заставляет класс вести себя на любом уроке лучше.

При этом “Класскрафт” вовлекает в процесс всех учеников в классе — периодически она заставляет участвовать в каких-то начинаниях случайного игрока.

Игра интересна как среда тем, что внешние мотивации человека превращаются во внутренние. Стимулировать этот интерес у ученика подчас сложно, но мы знаем, как сделать это. Игры приносят удовольствие.

Корреспондент «Вести.Наука»: Игра меняет мотивацию учеников, но меняет ли она взаимодействие внутри класса, отношения класса и учителя?

Шон Янг: ***Чем хороша платформа “Класскрафт”, так это тем, что она меняет взаимоотношения учителя и класса. Обычно ведь какая роль отводится преподавателю? Ученик провинился, плохо себя повёл — учитель наказывает его. Согласитесь, негативная неприятная роль. Такой своего рода полицейский в классе.

“Класскрафт” делает управление классом и занятием частью игры. Здесь совершенно ясно, какие будут последствия, если ученик совершил то или иное действие.

В обычном классе не так. Что будет, если ты опоздаешь пять раз? А что будет если ты опоздаешь 20 раз? Ребенок не знает, а учителя нет никакой шкалы, по которой он может оценить действия ученика.

В “Класскрафте”, когда ты совершаешь тот или иной поступок, ты точно знаешь, что произойдёт: сколько очков ты наберешь, сколько потеряешь. И это происходит в реальном времени, то есть ты точно знаешь, что это происходит. Учитель не играет роль полиции в классе, он просто следит за исполнением правил игры.

Дети знают эти правила, и для них организуется безопасное пространство, где они точно знают последствия своих действий. Учитель не раздумывает, какими должны быть последствия, он просто делает, что положено правилами.

Ещё один плюс — коллективная ответственность друг за друга, за свой успех, за то, какую команду и как они собрали. Учитель говорит: “Джеймс, веди себя тихо, иначе твоя команда потеряет очки”. В этом случае сами дети ведут себя как полицейские. И учитель может трансформировать игру таким образом, чтобы улучшить определённый аспект поведения того или иного ученика.

Я знаю одну учительницу, в классе которой дети вели себя плохо по отношению друг к другу, травили кого-то. Она воспользовалась правилами игры, и в результате издевательства исчезли буквально за одну ночь. Негативная атмосфера в классе сменилась позитивной.

Игра также делает обыденную жизнь класса интереснее и веселее. Каждый день приходят какие-то случайные задания. Например, игра заставляет в один день всех мяукать после каждого предложения, в другой — учителя петь перед классом. Такие вещи не влияют на процесс обучения или поведение класса, но это важный эмоциональный опыт, такие моменты дарят коллективный весёлый опыт. Дети очень это любят. Ты никогда не знаешь, что будет происходить, когда ты приходишь в класс, и детям интересно, что же произойдет завтра.

Такой опыт они не получат дома. Я сравниваю это с покупкой альбома любимой музыкальной группы и походом на их концерт. Когда мы покупаем билеты на шоу, мы ждем, что там мы увидим что-то особенное, не просто услышим музыку. Так и дети, приходящие в школу, ждут чего-то нового, того, чего не будет происходить у них дома. Благодаря “Класскрафт” ребёнок хочет идти в школу, чтобы узнать, что будет происходить в классе сегодня.

Корреспондент «Вести.Наука»: Меняет ли игра отношение к предмету, например, к непростой для понимания физике? А у учеников, которые плохо учатся?

Шон Янг: Несомненно. Отвечу сначала на первую часть вопроса, меняет ли игра отношение к предмету, например, к физике. Я бы сказал, что да. Может быть, не напрямую, но однозначно меняет. Определённо она уменьшает барьер, который мешает детям полюбить предмет, потому что в классе создается позитивная атмосфера. Получается, такая позитивная ассоциация у человека, даже если предмет не слишком любим. Игра оказывает позитивное влияние на сам процесс обучения.

Вторая часть вопроса о влиянии на не слишком мотивированных к обучению учеников. Здесь все 100% учеников вовлечены, сильные подтягивают слабых. Я видел, как дети помогают друг другу в коридоре, как они вместе делают домашнюю работу, как одни напоминают другим о том, что надо будет сделать на следующий день. Поначалу они делают это, чтобы заработать больше очков опыта для группы, но проходят годы, и они уже делают это просто так. Это поведение закрепляется в их жизни. Так что влияние несомненно есть и на разных уровнях.

Корреспондент «Вести.Наука»: Первоначально «Класскрафт» разрабатывался для выпускных классов школы. Сейчас что-то изменилось?

Шон Янг: Так как игра основывается на поведении и контекст не имеет значения, то люди её используют и в садах, и в школах, в университетах и во время домашнего обучения.

Вы можете легко изменить правила и силы, то, как герои получают очки. Игра создана так, что учителя могут подстроить её под любой контекст.

Корреспондент “Вести.Наука”: Сейчас у вас “Класскрафт” подходит для использования на одном каком-то предмете, например, на уроке физике или биологии. Хотите ли вы распространить игру на весь процесс обучения?

Шон Янг: Два месяца назад мы выпустили приложение для использования “Класскрафта” на нескольких предметах (Multi-class Classcraft). Оно позволяет учителям общаться между собой. С одним персонажем ребёнок может продвигаться по разным предметам. Весь день дети погружены в эту атмосферу.

Мы видим, что отдельные школы используют “Класскрафт” на разных уроках. Мы видим начало этого процесса в США и Канаде.

Корреспондент «Вести.Наука»: Сколько людей на сегодняшний день используют «Класскрафт». Какие страны вовлечены?

Шон Янг: 5 тысяч классов у нас сейчас, не все они используют “Класскрафт” ежедневно, но тем не менее используют активно в классах.

В основном (75–80% нашей аудитории) это представители Северной Америки. Также участвуют жители 75 других стран, например, многие используют игру во Франции, в Германии. Насколько я знаю, в России 50–60 учителей пользуются системой. В общем, по карте мы распространены прилично.

Сейчас действует система личных аккаунтов. Родители могут обмениваться сообщениями с учителями, изучать результаты своих детей, как они растут в игре. В системе около 25 тысяч человек.

Корреспондент «Вести.Наука»: Вы помните, кто впервые связался с вами из России? Как это сотрудничество развивалось?

Шон Янг: Мы были локализованы в России с помощью Владимира Синельникова (sinelnikov@edutainme.ru). Он отвечает за запуск платформы в вашей страны. Он в прошлом году распространял знание о «Класскрафт» на конференции учителей.

Ему самому очень нравится “Класскрафт”. Он хочет, чтобы игра распространялась в России, и ищет партнёров. Мы организовывали видеоконференцию для 30–40 учителей, может быть. Я вижу, что мы постепенно начинаем расти в вашей стране.

==========================================

==========================================

==========================================

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (8 votes)
Источник(и):

1. vesti.ru