Ученые РФ разрабатывают препараты для защиты от радиации в дальних космических полетах

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

В Институте медико-биологических проблем РАН сейчас разрабатываются препараты для защиты от космической радиации в дальних полетах, сообщил в интервью ИТАР-ТАСС директор института Игорь Ушаков.

Он напомнил, что основные ее способы – это защита веществом, расстоянием и сокращением времени облучения. Ушаков отметил, что применение первого из этих способов в космосе осложнено возникновением в защитном веществе вторичного излучения, которое может оказаться опаснее изначальной радиации.

«Мы хотим летать дольше, соответственно, временем мы уже защищать не можем», – добавил ученый, пояснив, что обеспечить полную безопасность, как на Земле, в космосе невозможно.

Однако, по его словам, при нехватке физических методов защиты можно обратиться к фармакологическим препаратам.

«Такие вещества также разрабатываются у нас в институте, в том числе и для длительных полетов», – уточнил собеседник.

Эти задачи прорабатываются учеными, в частности, для российских лунных программ. Ушаков пояснил, что обитаемая база на Луне может стать своеобразным полустанком для экипажей кораблей, возвращающихся из дальнего космоса.

«Во-первых, из-за необходимости внеземного карантина, в особенности после предполагаемых выходов на поверхность небесных тел, во-вторых, для реабилитации экипажей в условиях пониженной силы тяжести. Однако на Луне человек окажется вне привычного магнитного поля Земли, то есть без защиты от потока заряженных частиц с Солнца и галактических космических лучей», – сказал ученый.

Исследование причин ухудшения зрения у космонавтов

Ученые по результатам экспериментов во время годового полета на МКС, запланированного на весну 2015 года, изучат причины ухудшения зрения у космонавтов. «В программу годового полета включено 22 исследования и эксперимента, из которых 15 – полетных экспериментов и семь исследований, планируемых к проведению в до- и послеполетные периоды», – сказал Ушаков. В частности, запланированы два совместных российско-американских исследования – «Флюид Шифт» и «Полевой тест». Второй эксперимент уже выполняется непосредственно до и после полета, а «Флюид Шифт» проведут впервые, отметил Ушаков.

В длительную космическую командировку отправятся россиянин Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли. Их возвращение с МКС намечено на весну 2016 года. Ранее они уже работали вместе на борту станции – в 2010 году. Всего в активе Корниенко – более 176 дней работы в космосе, Келли – более 180.

«Флюид Шифт» направлен на изучение функциональных и структурных изменений глаз, которые могут быть связаны с повышением внутричерепного давления в космическом полете вследствие перераспределения жидкостей в организме в направлении головы«, – пояснил Ушаков. Он отметил, что цель теста – определить факторы, отвечающие за индивидуальную предрасположенность к развитию повышенного внутричерепного давления и, соответственно, изменение зрения. Эксперимент проведут с использованием российской аппаратуры "Чибис» и «Гамма».

Ранее сообщалось, что американские медики, курирующие астронавтов из экипажей МКС, выявили риск ухудшения зрения на фоне повышения внутричерепного давления. У 20–30% астронавтов НАСА после длительного полета наблюдаются соответствующие изменения – например, снижение остроты зрения или деформация зрительного нерва.

Прежде к основным негативным последствиям продолжительного пребывания в невесомости ученые относили ортостатическую неустойчивость, атонию и атрофию мышц, нарушение координации движений и снижение минеральной плотности костей вследствие вымывания кальция из организма. Помимо этого, нельзя забывать о других рисках, способных негативно отразиться на самочувствии и работоспособности экипажа. К ним относятся большие эмоциональные и физические нагрузки при проведении выходов в открытый космос, запыленность обитаемых отсеков МКС, постоянно повышенный уровень шума от работающих приборов, повышенные дозы радиации.

О продлении эксплуатации МКС до 2024 года

По словам Ушакова, российские ученые выступают за продление эксплуатации Международной космической станции до 2024 года.

«Научная общественность поддержит такое решение», – сказал он.

По его словам, есть значительные планы по научному обеспечению полетов на МКС. К отправке готовятся новые модули, в частности, лабораторный, узловой и научно-энергетический.

«И если эти модули будут вводиться в строй к 2017–2018 году, то, конечно, продление ресурса до 2024 года представляется интересным, чтобы поработать не один-два года на новых модулях, а четыре-пять лет», – пояснил Ушаков.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не видит коммерческого смысла в участии в проекте МКС после 2020 года, так как это «съедает» больше трети бюджета Роскосмоса.

Пять годовых экспедиций на МКС

Специалисты НАСА предлагают провести несколько годовых экспедиций на МКС, сообщил Ушаков. Первый такой полет должен начаться весной 2015 года. В длительную командировку направятся россиянин Михаил Корниенко и американский астронавт Скотт Келли. Их возвращение намечено на весну 2016 года.

По словам Ушакова, партнеры по МКС предлагают провести целую серию подобных полетов, второй из которых может состояться в 2017 году.

«Американские партнеры предлагают не только полет в 2017 году, а еще несколько – может, еще две-три годовых экспедиции», – уточнил собеседник.

Пять полетов позволят собрать серьезный материал в области космической медицины и биологии, отметил ученый.

«Кроме этого, данные, полученные в условиях годовой миссии, будут бесценным материалом для совершенствования средств профилактики», – отметил Ушаков.

Отвечая на вопрос, проявляет ли интерес к годовым полетам Европейское космическое агентство, ученый сообщил, что заинтересованность выразили представители Германии. Если европейцев заинтересует участие в программе, российская сторона поддержит коллег, добавил собеседник.

Для российской космонавтики длительные орбитальные командировки не в новинку: в свое время год в невесомости провели Валерий Поляков, Муса Манаров, Владимир Титов и Сергей Авдеев.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (5 votes)
Источник(и):

http://itar-tass.com/nauka/1335856