Презерватив отживает свой век

Скоро и у мужчин появится свой химический контрацептив.

Новое открытие позволяет смотреть с оптимизмом на будущее химического контрацептива для мужчин, эффективно конкурирующего с презервативом (кратко о нем мы уже писали).

В отличие от женской контрацепции, включающей в себя десятки разных способов прерывания беременности (барьерных, гормональных, химических и хирургических ), мужская контрацепция особым разнообразием не отличается и в конечном итоге почти вся сводится к банальному презервативу.

Пока не существует гормональных или химических контрацептивов для мужчин, несмотря на активные работы в этом направлении, так как потенциальная рыночная цена подобного рода решений очень высока.

Нет, ученые не обходят своим вниманием мужчин при разработке контрацептивных препаратов, однако некоторые особенности мужской физиологии делают эту задачу весьма нетривиальной.

Так, для подавления выработки сперматозоидов требуется гораздо большая доза гормонов, что означает и намного большие риски для здоровья. Связано это в том числе и с тем, что у мужчин нет механизма, прекращающего на время выработку сперматозоидов, в то время как в препаратах для женщин доза гормонов варьируется в зависимости от фазы менструального цикла, что уменьшает гормональное давление на организм и связанные с ним нежелательные последствия.

Эксперименты с гормональными контрацептивами для мужчин ведутся, но оставляют противоречивое ощущение.

Например, относительно недавно группа китайских медиков опубликовала в The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism работу, в которой предлагается ограничивать репродуктивную функцию мужчин путем ежемесячных инъекций ундеканоата тестостерона. Метод был опробован на 1045 китайцах, по 500 мг лекарства им вводили в течение 30 месяцев. Нежелательная беременность при этом наблюдалась лишь у 1,1 на 100 их партнерш (в принципе, это неплохой показатель),

однако у двоих из всей выборки после применения препарата нормальная половая функция так и не восстановилась, что вряд ли можно назвать нормальным.

Пока наиболее перспективным направлением исследований в области мужской контрацепции является генетика.

Согласно исследованию, опубликованному в The Proceedings of National Academy of Sciences, за многие случаи мужского бесплодия ответственна мутация гена MEIG1. Она приводит к нарушению генерации белка PACRG, который влияет на процесс сперматогенеза, – в яичках формируются сперматозоиды с недоразвитым хвостиком, которые не могут добраться до яйцеклетки.

Авторы статьи предлагают разработать медикаментозный регулятор, который бы не приводил к бесплодию, а временно изменял тип образующихся сперматозоидов.

Другую потенциально эффективную разновидность регулятора мужской репродуктивной функции, на этот раз химическую, предложила исследовательская группа из Института рака Дана-Фарбера и Бэйлорского медицинского колледжа в статье, опубликованной в последнем номере журнала Cell.

Речь идет о JQ1 – блокаторе онкогена BRD4, изначально противораковом препарате, синтезированном в лаборатории Дана-Фарбер.

Исследуя действие JQ1 на мышах, авторы статьи обнаружили, что помимо противоракового действия это вещество способно также подавлять процесс созревания сперматозоидов, а сперматогенез у мышей полностью восстанавливался с прекращением JQ1-терапии. Более того, JQ1 не оказывал влияние на концентрацию тестостерона, не приводил к дефектам плода, а также не влиял на брачное поведение самцов – просто идеальный список качеств, необходимых мужскому химическому контрацептиву.

«Мы показали, что это вещество эффективно подавляет фертильную функцию, вызывая быстрое и обратимое уменьшение числа и подвижности сперматозоидов», –

констатирует руководитель исследовательской группы доктор Джеймс Браднер.

JQ1, названный в честь одного из разработчиков препарата и ведущего химика лаборатории Браднера Цзюнци (Jun Qi), уже показал свою эффективность при лечении рака легких и различных видов рака крови, в том числе лейкемии, а также миеломы – и сейчас безвозмездно поставляется в более чем 350 исследовательских лабораторий по всему миру.

Сотрудничество лаборатории Браднера с Бэйлорским медицинским колледжем, результатом которого и стала статья в Cell, началось после того, как Браднер рассказал одному из сотрудников колледжа, доктору Мартину Мацуку (ведущему автору статьи), что JQ1 оказывает ингибирующее действие на белки с так называемым бромодоменом – специфическим участком белковой молекулы, который содержится в более чем 75 белках человека, многие из которых являются регуляторами транскрипции генов и ремоделирования хроматина – вещества хромосом, или контейнера внутри клеточных ядер, в котором упакованы ДНК и РНК.

Предыдущие исследования показали, что, если у мышей не вырабатывается одна из разновидностей бромодоменовых белков BRDT, такие мыши становятся инфертильными, и Браднер предложил Мацуку изучить действие JQ1 на механизм сперматогенеза.

использовав предоставленный Браднером JQ1, Мацук изучил его действие на репродуктивную функцию грызунов.

Оказалось, что этот препарат действительно способен подавлять сперматогенез, понижая число и подвижность мужских половых клеток, на время делая самцов животных инфертильными, а происходит это посредством «выключения» бромодоменовых белков семейства BRDT, участвующих в ремоделировании хроматина: молекула JQ1, прикрепляясь к молекулярному «карману» белка, на время выводит его из строя, блокируя процесс ремоделирования, необходимый для запуска деления клетки. В результате производство сперматозоидов сильно замедляется, а их качество (подвижность, выживаемость) падает.

«Это открытие позволяет смотреть на будущее оральной и обратимой мужской контрацепции с большим оптимизмом. Исследования JQ1 будут, безусловно, продолжаться. Сейчас это лидирующий кандидат на роль мужского контрацептива», – резюмирует Браднер.

1. gazeta.ru