О гуманитарной компоненте нано-конвергенции и NBIC-конвергенции

Когда мы рассуждаем о нанонауке и нанотехнологии, мы сталкиваемся с двумя проблемами. Проблемой определения соответствующих понятий и проблемой определения возможных траекторий будущего нанотехнологического развитии.

Я думаю, что первоочередной проблемой является здесь как раз вторая. А для ее адекватной постановки совершенно необходимо посмотреть на нее в контексте идеи процесса, становления, эинрдженции (качественных изменений), осмысленных через призму идей синергетики, нелинейности, самоорганизации. Отсюда возникает идея наноконвергенции, рекурсивно встраиваемая, в свою очередь, в контекст представлений о так называемых конвергирующих (конвергентных) технологий.

За последние десять лет исследования в области философии науки и технологии в их междисциплинарном и трансдисциплинарном контекстах обзавелись новым концептом: «Конвергирующие технологии». Несколько раньше, в середине 90-х, на само явление «растущей конвергенции конкретных технологий в высокоинтегрированной системе, в которой старые изолированные технологические траектории становятся буквально неразличимыми», обратил внимание выдающийся американский социолог М. Кастельс. При этом он подчеркивал, что «технологическая конвергенция все больше распространяется на растущую взаимозависимость между биологической и микроэлектронной революциями, как материально, так и методологически» (Кастельс М. Информационная эпоха. М.2000, с.78). Фиксируя это явление, новый концепт существенно расширяет свое содержание, ставя в центр внимания синергетическое взаимодействие между самыми разными областями исследований и разработок, такими как нанонаука и нанотехнология, биотехногия и науки о жизни, информационные и коммуникационные технологии, когнитивные науки. Однако такого рода констатациями я бы не стал ограничиваться.

Ведущиеся сейчас на Западе интенсивные дебаты по поводу конвергирующих технологий стали по сути форумом для исследований будущего в контексте становления современной нанотехнонауки. Новое, «посткастельсовское» прочтение понятия конвергирующих технологий начало стремительно формироваться начиная с 2001 года, когда под эгидой Национального научного фонда США была выдвинута так называемая NBIC –инициатива. В этой инициативе четко выделяются два целевых фокуса-аттрактора.

Первый акцентирует внимание на синергетическом объединении вышеназванных областей исследований и разработок в нанометрическом масштабе, что обещает уже в обозримом будущем цепную реакцию самых разных технологических инноваций, в своей совокупности обещающих глобальную трансформацию самого способа развития человеческой цивилизации в целом. Этот фокус можно назвать так же экономико-технологическим. Что же касается второго, то он акцентирует внимание на проблеме «улучшения человека», «человеческой функциональности» (improving human performance), или «расширения человека» (Human enhancement).

Конвергирующие технологии задают новую стратегию развития цивилизации и в этом качестве нуждаются в адекватном гуманитарном осмыслении в широком смысле этого слова. Соответственно, возникает необходимость в разработке (на партнерской основе) социо-гуманитарных проблем конвергентных технологий, сделать основной упор на возникающие в контексте NBIC-процесса экономические, образовательные, управленческие, правовые и этико-экологические аспекты этих проблем. Заметим, что именно такой подход характерен для европейского взгляда на NBIC–модель конвергентных технологий. Эксперты ЕС считают ее излишне технократичной (хотя она и ориентирована на улучшение человеческого качества) и полагают необходимым (сохраняя ее ядро) расширить, интегративно дополняя ее социальными, антропологическими, философскими, экологическими образами и моделями.

Существенно, что эта разработка не может происходить иначе как в форме живой проектно-ориентированной совместной деятельности, ибо только такая форма наиболее адекватна трансдисциплинарной методологии становления конвергентных технологий, как процесса сопряженного с развитием социогуманитарного знания, с возникновением новой «трансформативной антропологии». Это поле деятельности социогуманитарных технологий. В фокусе здесь находится исследование процессов порождения новых смыслов в широком спектре интерсубъективных взаимодействий, в которых происходит перенос и трансформация знаний от индивида к индивиду, от организации к организации, от артефакта к индивиду. А так же исследование процессов коммуникативного переноса знаний в пространстве и времени с целью минимизации соответствующих временных и энергетических затрат. По сути речь идет о повышении эффективности имеющихся и конструировании новых креативных коммуникативных интерфейсов в синергетической системе «Человек – рекурсивная сложность среды – человек».

Автор: Владимир Аршинов

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (2 votes)
Источник(и):

НОР



kur аватар

Всё верно. Кстати сказать, устоявшийся термин NBIC, в нашей стране уже расширяют до NBICS имея ввиду как раз те самые «социогуманитарные технологии»:

Nano & Bio & Info & Cogno & Socio

Наш сайт как раз и проповедует идею конвергенции NBICS