Вуз-2020: лицом к студентам и учёным

Rаким должен быть идеальный российский университет к 2020 году? Первым свою картину будущего представляет Антон Конушин, математик из МГУ им. М. В. Ломоносова

  • Идеальный российский исследовательский университет 2020 года можно описать довольно коротко. Это удобный кампус в живописном месте, где практикующие учёные мирового уровня учат студентов по актуальным программам, одновременно вовлекая их в практическую работу. Зарплата у сотрудников высокая, конкурс на вакантные должности большой; лёгкий страх перед очередной аттестацией заставляет всех шевелиться. Администрация и обслуживающий персонал несут основную бюрократическую нагрузку и позволяют учёным и преподавателям сфокусироваться на науке и образовании. И время от времени, прочитав новость об очередном достижении, обыватель говорит: «Вау!» и немножко сожалеет, что не пошёл в науку.

Получившийся образ больше всего похож на какой-нибудь MIT или ETH Zurich и им подобные университеты с вершин мировых рейтингов. Если MIT перенести на нашу российскую почву, то в него тут же выстроилась бы очередь как из российских, так и иностранных студентов, да и на работу сюда устроиться мечтал бы каждый российский учёный. Именно это и планируется реализовать в рамках Skolkovo Institute of Science and Technology (SIST), партнёром по созданию которого выступает как раз MIT. SIST должен быть выстроенной с нуля «российской копией» MIT. Проект крайне амбициозный, и, будучи реализован в полном объёме, SIST является главным претендентом на звание «лучшего российского университета» 2020 года. Предварительные цифры исследовательского бюджета составляют около 5 миллиардов рублей в год, более 15 миллионов рублей в год на одну лабораторию, также на мировом уровне. И это сразу закрывает возможности для широкого тиражирования данной модели в России.

Столь же бескомпромиссный подход к созданию университета, но уже за счёт спонсорских, а не бюджетных средств в России был реализован лишь однажды – в Российской экономической школе. Но воспроизвести эту модель в других областях, например, в естественных науках, надежды мало.

Помимо «Сколково» и РЭШ, в России ещё около 50 крупных университетов, получивших статус исследовательских или федеральных. Масштабное увеличение бюджетного финансирования находится за пределами их влияния. Поэтому интересней задуматься над тем, что университеты могут сделать с имеющимися ресурсами.

Самое первое, что бросается в глаза любому постороннему наблюдателю, – это сайты университетов и их содержание. Они есть, но по содержанию не выдерживают никакой критики. На сайте любого западного исследовательского университета можно легко найти всю статистическую и бюджетную информацию, всех сотрудников с фотографиями, адресами электронной почты и телефонами, списками публикаций. У каждой лаборатории есть свой сайт с информацией о выполняемых проектах и публикациях сотрудников. Можно посмотреть списки курсов, которые читаются. Много выложенных дополнительных материалов: слайды лекций, видеолекции, домашние задания с копией на английском языке. Хороший сайт – визитная карточка университета, сделать которую несложно.

Абитуриент поинтересуется учебной программой. Он пока ещё не знает, чем он точно будет заниматься по окончании вуза, продолжит ли обучение. Но хотел бы понять, чему он может научиться, где ему эти знания пригодятся и какие у него есть возможности в дальнейшем. Ответить на эти вопросы должны новые образовательные стандарты, которые вводятся с этого года и вокруг которых сломано столько копий. Рекомендации, заложенные в стандарты, мне лично кажутся очень разумными и отвечают запросам современных абитуриентов. Например, Болонская система с прозрачной схемой зачётных единиц (кредитов) и принимаемыми повсюду в мире степенями бакалавра и магистра. Болонская система позволяет университету реализовать совместные образовательные программы с другими вузами, например, европейскими, что резко повысит их привлекательность для абитуриентов. Можно без проблем и потери лишнего времени продолжить получать образование в магистратуре своего же либо другого университета. Другие рекомендации касаются собственно реализации образовательной программы с большим вниманием к самостоятельной и практической работе, что разительно отличается от грустного «прослушал-сдал-забыл». Идеальный университет много времени и сил уделит реализации этих рекомендаций.

Предложить высокую зарплату сотруднику российского университета тяжело. Но можно создать ему комфортные условия для работы. Общая проблема – высокая педагогическая нагрузка, серьёзно затрудняющая совмещение преподавания с занятиями наукой. Тут не обойтись без пересмотров требований и оптимизации деятельности преподавательского состава. Сейчас во многих местах штаты напоминают перевёрнутую пирамиду с большим количеством профессоров и малым числом ассистентов. Много семинаров – много ассистентов.

Страдают сотрудники и от бумажно-бюрократической работы. Любой грант и контракт – собирай бумажки, обходи официальных лиц за кучей подписей, получай экспертные заключения и выписки. Материально-техническая ответственность, отчёты и прочее. Закупки! При этом бумажки теряются, никто ничего заранее не может гарантировать, сотрудник неожиданно уходит в отпуск, оставляя вместо себя ничего не знающего коллегу. Чудовищно неэффективное использование рабочего времени людей, нервы и плохое настроение. Весь этот бюрократический аппарат плачет по настройке и автоматизации, давно пройденной во многих российских компаниях. Электронный документооборот, помогающий упростить и автоматизировать получение стандартных справок, выписок и заключений, система управления заданиями, позволяющая контролировать их выполнение, находить ответственных и принимать меры, электронные подписи, благодаря которым во многих случаях удастся полностью исключить походы за «автографами». Опять же, отдел, заполняющий за сотрудника все бюрократические бумажки по заявкам, следящий за тем, правильно ли оформлены все бумаги, можно создать. Все будут рады.

Создавая комфортные условия сотрудникам, университет может позволить себе и спрашивать с них соответствующим образом. Да и набирать их тоже по конкурсу, открытому на сайте университета. Проводить аттестацию и прозрачно, согласно текущим заслугам, распределять премии. Премиальный фонд может составлять существенную часть общего фонда оплаты труда, и этот механизм может легко использоваться для стимулирования тех же международных публикаций. Некоторые университеты его уже берут на вооружение. Ну и как вершина управленческого механизма – наблюдательный совет, в компетенцию которого как раз входит аттестация и принятие решений по найму сотрудников. Совет – из не аффилированных с университетом людей.

А общежития и столовые? Непрозрачность и неповоротливость управления общежитиями достойна отдельной поэмы. Даже в армии вводят аутсорсинг и передают право оказывать эти услуги сторонним компаниям по конкурсу. Много предпринимателей с удовольствием расширят свой бизнес. При этом во власти университетов держать цены аренды для студентов на приемлемом уровне, что в том же МГУ подтверждается практикой.

Многие бизнесмены отмечают, что успех им приносит «внимание к потребностям клиента». Клиенты университетов – это учёные и студенты, а не министерские чиновники. И когда понимание этого простого факта наконец дойдёт до администраций и там начнут заботиться о запросах своих настоящих клиентов, тогда и результат будет. И ректор идеального университета в 2020 году с гордостью будет говорить о том, что «успех пришёл к нам, когда мы повернулись лицом к студентам и учёным».

Справка: Конушин Антон, специалист по видеонаблюдению и анализу поведения, распознаванию объектов, 3D-реконструкции городов и фотограмметрии. Руководитель группы компьютерного зрения лаборатории графики и мультимедиа факультета ВМК МГУ им. М. В. Ломоносова, научный сотрудник НИИ Нормальной физиологии РАМН им. П. К. Анохина, директор по науке ООО «ФотоГородМод», кандидат физико-математических наук

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.5 (4 votes)
Источник(и):

STRF



jrf9610 аватар

Та проблема которую Вы подняли волнует, многих вот моя статейка на похожую тему http://www.omskinform.ru/main.php?… . Даже некоторые формулировки совпадают. Система высшего образования требует серьезной модернизации и снизу это не произойдет. Если такую статью пишут в МГУ представляете что происходит в среднем российском вузе в глубинке.