И вновь о современных возможностях продления жизни

Несмотря на свои финансовые возможности, основатель Apple Стив Джобс не смог излечиться и скончался в возрасте 56 лет. Насколько сегодня деньги позволяют человеку продлить жизнь? Об этом мы уже неоднократно поднимали дискуссию. Попробуем еще раз рассмотреть этот вопрос при поддержке представителей отечественной медицинской науки.

В Apple не называют причин смерти Джобса. Но достоверно известно, что в 2004 году у Джобса была выявлена редкая форма рака поджелудочной железы, в 2009 году ему была сделана трансплантация печени, но, несмотря на «отличный» прогноз, в августе 2011 года Джобс ушел с поста главы Apple, чтобы сконцентрироваться на лечении. Спустя менее двух месяцев Джобс умер. Если информация о диагнозе Джобса верна, то от сходной болезни умер лауреат Нобелевской премии по медицине и физиологии этого года Ральф Штайнман.

Он умер от рака поджелудочной железы еще до оглашения присуждения премии, что спровоцировало различные спекуляции на тему нарушения устава премии, который запрещает присуждение посмертно. Штайнман был специалистом по иммунологии и лечился от рака с помощью иммунотерапии на дендритных клетках, созданной им самим.

Рак по-прежнему остается серьезной болезнью, против которой порой бессильны самые лучшие врачи и самые новые лекарства.

Хотя для ряда видов онкологических заболеваний существует эффективная терапия. Так, в нынешнем году фаворитами на присуждение Нобелевской премии по физиологии и медицине называли как раз создателей противоопухолевых препаратов иматиниб и дазатиниб. Это отнюдь не дешевые средства — стоимость упаковки таблеток доходит до нескольких тысяч долларов. Они блокируют действие определенных белков, ответственных за быстрое деление раковых клеток, и весьма эффективны для направленного лечения хронического миелолейкоза — самой распространенной формы рака крови.

По словам профессора Университета штата Огайо и директора программы изучения генетики рака человека Карло Кроче,

эффективная терапия существует также для лечения таких онкологических заболеваний, как рак груди, рак яичка, хронический злокачественный лимфоматоз и анапластическая крупноклеточная лимфома (заболевания, характеризующиеся опухолевым поражением лимфатических узлов), а также злокачественная опухоль хорионкарцинома, развивающаяся у женщин во время и после беременности.

Стоимость лечения этих недугов не настолько высока, чтобы его могли позволить себе только очень богатые люди.

Но, конечно, список онкологических заболеваний, от которых пока нет единой эффективной терапии, будет гораздо больше. К их числу относится и рак поджелудочной железы, от которого умер Джобс.

Впрочем, если раньше диагноз «рак» означал, по сути, смертный приговор, то сейчас современные технологии позволяют спасти жизнь каждому пятому больному даже при поражении метастазами печени или легких. Правда, стоимость такого лечения может достигать нескольких десятков тысяч долларов.

«Уже сейчас многие формы рака излечимы, причем терапевтическими методами, а не хирургией. Думаю, что будущее за химиотерапевтическим лечением, а возможно, даже за препаратами, которые будут основаны на изменениях в структуре генов», — оптимистично смотрит в будущее руководитель отделения колопроктологии РНЦ хирургии им. Петровского Петр Царьков.

Другой неизлечимой болезнью является СПИД, но здесь ситуация за последние годы заметно улучшилась. К примеру, если в 1991 году лидер группы Queen Фредди Меркьюри умер от СПИДа (точнее, от бронхиальной пневмонии, развившейся на его фоне), то сейчас человек может жить со СПИДом практически сколь угодно долго.

Правда, здесь важнейшую роль играют как раз деньги.

«Лекарственная терапия СПИДа очень хорошая, но стоит много денег и требуется больному постоянно. Лечение снижает уровень вируса в крови и обеспечивает ВИЧ-инфицированному нормальную жизнь в течение длительных периодов времени. Кроме того, снижение уровня вируса уменьшает заражаемость больного, показали недавние научные исследования, — рассказал директор Биомедицинского центра в Санкт-Петербурге, доктор биологических наук, профессор Андрей Козлов. — Клинические испытания подтвердили, что если лечение заразившихся СПИДом начинать сразу, то на 96% снижается вероятность передачи заболевания от этого больного.

Это значит, что если мы пролечим всех ВИЧ-инфицированных, то эпидемия вообще остановится.

Но, к сожалению, всех пролечить нельзя, учитывая высокую стоимость лечения и когорты больных — в России это в основном наркоманы. Поэтому задача сейчас — пролечивать как можно больше. Результат заметен: например, в Канаде, где хорошо пролечивают, число новых случаев уменьшается. Однако в нашей стране эти программы не финансируются. По статистике, пролечиваются 80 тысяч больных в год, а инфицированы около 500 тысяч. Повторяю, чтобы остановить эпидемию через 10—20 лет, нужно пролечивать всех. Если ВИЧ-инфицированные постоянно получают лечение, они живут долго, почти как обычные люди. Но, как только лечение прерывается, вирус опять накапливается, создается угроза жизни больного и угроза заражения людей рядом с ним».

Среди болезней, которые можно в значительной степени предотвратить, а вылечить достаточно трудно, можно назвать сердечно-сосудистые заболевания, которые, кстати, ответственны за значительную долю смертности в России. По мнению Игоря Ефимова, профессора Вашингтонского университета, специалиста по электрофизиологии сердца, снижение риска развития болезней сердечно-сосудистой системы находится по большей части не в руках врачей, а в руках самого пациента, хотя деньги в борьбе с этими недугами отнюдь не помешают.

«Технологий, способных значительно продлить жизнь, множество. Но желание жить дольше должно поддерживаться дисциплиной желающего, а у богатых, как правило, такой дисциплины больше. Прежде всего это диета и отказ от вредных привычек.

В России курение, нездоровый образ жизни, стресс и нежелание контролировать факторы, влияющие на сердечно-сосудистое здоровье, самоубийственны.

Современные лекарства позволяют нормализовать повышенное давление, холестерин и пр. Однако для того, чтобы это произошло, необходимо желание самого пациента пройти регулярный медосмотр и начать регулярно же принимать соответствующие часто дорогие лекарства. Кроме того, существуют дорогие методы визуализации коронарных артерий, которые позволяют заранее определить риск сердечного приступа.

Это доступно только тем, кто способен заплатить достаточно высокую цену за такие тесты, но это критически важно для того, чтобы предотвратить инфаркт или инсульт».

Игорь Ефимов также обращает внимание на такой важный фактор, как генетика:

«Дорогие тесты способны определить наследственность и помочь изменить последствия этой наследственности в ряде случаев. Это доступно только тем, кто способен заплатить высокую цену таких тестов и соответствующих корректирующих режимов медикаментозного лечения».

Помимо этого есть дорогостоящие методы лечения заболеваний сердечного ритма с помощью имплантируемых приборов (часто их стоимость составляет десятки тысяч долларов) и абляции (аналог хирургического удаления). «В России есть отдельные элементы из этих разработанных на Западе технологий, но нет реальной структуры для лечения миллионов нуждающихся.

Богатые из России едут лечиться в западные клиники и платят большие деньги, значительно продлевая свою жизнь», — подытожил специалист.

А вот, к примеру, знаменитый боксер Мохаммед Али уже 30 лет страдает болезнью Паркинсона. Такие неврологические заболевания, связанные со старением, пока не полностью подвластны современной медицине, однако в ближайшее время и в этой области могут быть созданы достаточно революционные технологии.

«К сожалению, такие неврологические заболевания, как болезни Паркинсона и Альцгеймера, остаются «крепким орешком», и каких-то революционных работающих технологий, которые бы могли остановить патологические процессы и полностью восстановить утерянные функции, на сегодня не существует, — рассказал фармаколог Рауль Гайнетдинов, ведущий исследователь Итальянского института технологий в Генуе. — Конечно же, известны хорошо себя зарекомендовавшие фармакологические средства. Разрабатываются новые подходы и лекарства, помогающие пациентам справиться с симптомами заболеваний.

Но прогресс по сравнению с кардиологией и онкологией достаточно скромный. Ни за какие деньги сегодня полностью от этих неврологических заболеваний вылечиться невозможно».

Вместе с этим Рауль Гайнетдинов рассказал, что некоторые состоятельные люди, страдающие этими болезнями, либо их родственники пытаются активно помочь ученым и врачам ускорить разработку новейших технологий и подходов лечения.

«К примеру, у популярнейшего актера Майкла Джей Фокса, известного по роли в фильме «Назад в будущее», была диагностирована болезнь Паркинсона в довольно раннем возрасте, около 40 лет. Майкл поставил перед собой амбициозную цель — найти в течение десятилетия эффективный способ остановить развитие этого заболевания.

Благодаря такой активной позиции он собрал уже около 260 миллионов долларов, которые его фонд (The Michael J. Fox Foundation for Parkinson's Research — MJFF) распределяет среди ученых и врачей для разработки новых методов лечения.

В своё время страдавший от болезни Альцгеймера бывший президент США Рональд Рейган на свои деньги открыл Ronald and Nancy Reagan Research Institute, который специализируется на разработке новых методов лечения этого заболевания. И, хотя пока ещё эти исследования не привели к существенному прорыву в лечении, они, несомненно, приблизили тот день, когда подобный прорыв может произойти. Я хотел бы подчеркнуть, что ситуация развивается очень динамично и многие подходы, которые ещё недавно казались научной фантастикой, приобретают очертания реальности.

Так, в течение последнего года была отработана методика по выращиванию нейронов из кожи больного человека, что потенциально может революционизировать методы лечения заболеваний мозга уже в ближайшем будущем».

Лечение стволовыми клетками зачастую пропагандируется как «терапия будущего» от всех болезней — и от рака, и от сердечно сосудистых заболеваний, и «от старости», которую, вообще-то, болезнью не считают.

Однако сегодня реальные методы лечения с помощью стволовых клеток ограничиваются всего несколькими довольно редкими болезнями.

В перспективе использование таких технологий сможет не только продлить людям жизнь, способствуя, например, реабилитации после инфаркта или инсульта, но и улучшить качество жизни в пожилом возрасте путем своевременной профилактики возрастных заболеваний.

«Лечение стволовыми клетками пуповинной крови — технологии «завтрашнего дня», — пояснил директор Института столовых клеток человека Артур Исаев. — На сегодня из медицинских применений лицензировано использование клеток для лечения лейкозов (онкологических заболеваний кроветворной системы) и анемий (малокровия), а также восстановление кроветворения после химиотерапии.

Однако научные исследования показывают, что трансплантация стволовых клеток пуповинной крови эффективна против диабета и I и II типа; они также оказались эффективным средством борьбы с последствиями инфаркта и при восстановлении после инсульта.

Скорее всего, эти медицинские технологии появятся на рынке уже в ближайшее время».

Впрочем, и от опаснейшего рака поджелудочной железы, унесшего жизни Джобса и Штайнмана, возможно, через некоторое время будет найдено лечение.

В 2009 году британские медики опубликовали работу, объясняющую аномальную устойчивость этого типа рака к химиотерапии. Выяснение причины неэффективности современного лечения, соответственно, дало ключ к разработке более успешных методов. Так, предпринятая учеными попытка лечить этот рак стимуляцией, а не подавлением (как обычно) роста сосудов дала положительный результат. И, хотя это исследование пока исключительно фундаментальное, предстоит разобраться с побочными эффектами и пройти весь путь внедрения технологии, не исключено, что, окажись Джобс и Штайнман в 2030 году, у них были бы все шансы победить недуг.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (10 votes)
Источник(и):

1. gazeta.ru



nanolend аватар

Ну Джобс бесспорно выдающаяся личность, но у него конечно была вечная гонка за первенство стрессы , а в последнее время суды эти тяжбы со своим главным поставщиком деталей Самсунг . Тоесть образ жизни не совсем хороший мягко говоря. Да и нельзя забывать того факта что он сам писал как он неоднократно употреблял лсд и марихуану. что тоже могло внести свой вкрад.