В России открылся квантовый центр международного уровня

15 июля официально начал работу Российский квантовый центр (РКЦ). И хотя учреждение ещё не имеет помещения, утверждённой схемы финансирования и укомплектованного штата, мы выяснили, что представляет собой новая научная организация и чем планируют заниматься учёные в её стенах (кракто об этом центре мы уже писали в статьях 1 и 2).

Организация официально называется Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий. Её создание инициировал Михаил Лукин, выпускник МФТИ, ныне профессор Гарварда. Ему удалось собрать вокруг себя когорту российских и зарубежных учёных, занимающихся квантовой физикой и желающих поднять российскую науку на новый уровень.

Многие страны обладают специализированными центрами, в которых учёные занимаются исследованиями в области квантовой оптики, нанофотоники, квантовых материалов, квантовой обработки информации, квантовой инженерии. Например, в Германии в составе общества Макса Планка работают институты квантовой оптики (Max-Planck-Institut für Quantenoptik) и физики света (Max-Planck-Institut für die Physik des Lichts), в Барселоне действует институт фотоники, свой квантовый центр есть в канадском университете Ватерлоо (University of Waterloo). Что уж говорить о США. Даже в крошечном Сингапуре создана отдельная структура для изучения квантовых технологий, в которую инвестировали $100 миллионов.

Отметим, что основным направлением работы перечисленных выше зарубежных центров являются фундаментальные исследования. И с этой точки зрения их опыт можно расценивать как удачный: они имеют авторитет в научном мире, обладают множеством престижных публикаций и высоким индексом цитирования.

В России учёные, занимающиеся квантовой физикой, разбросаны по институтам всей страны (например, несколько лабораторий соответствующего профиля есть на физическом факультете и на факультете ВМК МГУ им. Ломоносова) и недостаточно контактируют со своими зарубежными коллегами. Эти специалисты тоже в основном ведут фундаментальные исследования.

sqg.jpg Рис. 1. «В теоретической физике есть
известный факт: если вы сталкиваетесь
с проблемой, то её, скорее всего, уже
решили русские лет сорок назад», –
приводит слова Томмасо Каларко (на
снимке) сайт МФТИ (фото Александра
Лоцманова).

Александр Львовский, выпускник МФТИ, ныне профессор университета Калгари, являющийся также членом управляющего комитета РКЦ, пояснил нашему изданию, чем в этом плане новый центр будет отличаться от существующих вузов, НИИ и подразделений РАН.

«Конечно, сегодня российские учёные могут участвовать в международных конференциях, ездить за рубеж с докладами, сотрудничать с коллегами, посылать студентов на стажировку и так далее. Однако в мировой науке уровень интеграции много выше.

Во-первых, типичная современная научная карьера состоит из нескольких этапов, которые почти всегда проходят в разных научных институтах и очень часто — в разных странах.

Например, человек может вырасти в Германии, делать диссертацию в США, потом стать постдоком во Франции или Японии… В России же ничего подобного нет: выпускник института становится научным сотрудником какого-нибудь НИИ и потом в нём же делает карьеру.

Уехать за границу у него есть возможность. А вот принять зарубежного сотрудника на должность, скажем, постдока или профессора, предоставив ему условия, аналогичные западным, у России, как правило, нет — ни финансовых, ни административных.

Вот и получается утечка мозгов. Наша задача — переломить эту ситуацию, чтобы утечка компенсировалась притоком ещё лучших мозгов из других стран.

Во-вторых, совместные исследовательские проекты должны и финансироваться совместно. Сейчас при проведении таких проектов российский учёный, как правило, оставлен на милость зарубежного партнёра. В РКЦ же будет возможность финансировать международное сотрудничество наравне с партнёрами из-за рубежа, обеспечивая таким образом равноправие сторон.

В-третьих, у нас будет возможность приглашать ведущих зарубежных физиков с краткосрочными и длительными визитами и оплачивать им эти визиты. Наши гости смогут читать курсы лекций, давать семинары. То есть работники центра, сотрудники и студенты аффилированных с ним вузов да и все желающие российские учёные смогут оставаться в курсе проблем, решаемых на переднем крае мировой науки, устанавливать знакомства и связи, обмениваться идеями — словом, становиться частью всемирной „научной паутины“».

sqh.jpg Рис. 2. Создатели центра полагают, что следующая научная революция произойдёт именно благодаря квантовой физике (фото РКЦ).

Предполагается, что в Международном центре квантовой оптики и квантовых технологий учёные будут совмещать фундаментальную научно-исследовательскую деятельность с решением прикладных задач, то есть РКЦ ставит себе более амбициозные цели, чем зарубежные коллеги.

Евгений Демлер, профессор физики Гарварда и член консультативного совета РКЦ, полагает, что центр произведёт множество технологий, пригодных для коммерциализации, и построит фундамент для глобального лидерства России в высоких технологиях.

sqf.jpg Рис. 3. В конференции приняли участие десятки именитых учёных со всего мира (в частности, из Гарварда, Йеля и Оксфорда) и даже нобелевские лауреаты. На снимке Алексей Устинов, директор немецкого Института технологий в Карлсруэ (KIT), и Евгений Демлер (фото РКЦ).

Поясним. Даже в такой загадочной для многих обывателей области науки, как квантовая физика, исследования могут дать результат, который «можно будет потрогать». Например, они помогут в разработке высокопроизводительного квантового компьютера, электрических сетей, не тратящих энергию на потери, безопасных сетей связи (имеется ввиду квантовая криптография), новых материалов с заданными физическими и химическими свойствами, медицинских технологий и альтернативных источников энергии.

Кроме того, центр будет готовить квалифицированные кадры, которые в дальнейшем смогут работать в этой области науки.

Кстати, о кадрах. Создатели РКЦ хотят, чтобы в центре были созданы все условия для работы лучших умов со всего мира. Это среди прочего касается и размера зарплат. Так, Александр Львовский рассказал в интервью STRF.ru, что в РКЦ учёным будут предлагать более высокую, чем в ведущих зарубежных учреждениях зарплату. В качестве примера Александр приводит ставки собственного университета в Калгари: аспирант получает $2 тысячи в месяц, постдок – $3–4 тысячи, молодой профессор – $6 тысяч, ведущий профессор – ещё больше.

Правда, пока не ясно, кого же всё-таки удастся заманить, так как помимо зарплаты и финансирования работы повлиять на выбор учёного может масса других факторов. Первоначально планировалось, что собеседования с возможными кандидатами будут проведены во время Международной конференции по квантовым технологиям, которая проходила в Москве с 13 по 17 июля 2011 года.

Но, как пояснил Львовский, последние документы, касающиеся финансирования проекта и помещения Центра, пока не подписаны, а потому рекрутирование сотрудников до сих пор не ведётся. На конференции прошли лишь неофициальные беседы.

sqq.jpg Рис. 4. «Все, что нужно сейчас, –
это создать благоприятные условия
для дальнейшего развития, которые
бы позволили, во-первых, объединить
лучшие практики, существующие в
России, а во-вторых, привнести что-то
с Запада», – считает Демлер (фото Jon
Chase/Harvard News Office).

Позже вакансии будут размещаться на сайте РКЦ и в ведущих научных журналах (таких как Nature, Physics Today, Science и других).

Начавшие научную деятельность учёные (первоначальный состав не превысит 50 человек) в дальнейшем смогут приглашать для совместной работы постдоков, аспирантов и студентов, как это принято во всех развитых странах.

Что касается действующих сотрудников РКЦ, то известно, что пока сформирован консультативный совет, состоящий из ведущих учёных разных стран, а также попечительский совет из представителей бизнеса.

Кроме того, существует управляющий комитет, который занимается созданием центра в Москве. Возглавил комитет и центр Томмасо Каларко (Tommaso Calarco), профессор университета Ульма, являющийся также координатором нескольких европейских научных проектов.

Лаборатории Российского квантового центра поначалу (ориентировочно с начала 2012 года) должны будут располагаться на территории МГУ им. Ломоносова. Сейчас идут переговоры с руководством университета. Известно также, что уже подготовлен проект нового здания, которое будет квартировать в «Сколково». Соответствующие соглашения были подписаны с фондом в декабре 2010 года.

sqe.jpg Рис. 5. «Центр квантовых технологий – это даже не завтрашний, а послезавтрашний день», — отметил Михаил Лукин, идейный вдохновитель проекта, на Международной конференции, прошедшей в Москве (фото РКЦ).

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (6 votes)
Источник(и):

1. membrana.ru