RusNanoTech 2011. Константин Северинов, профессор университета Ратгерса в США

«Есть желание более насильно совместить научную и бизнес часть форума вместе. Что из этого получится, будем смотреть на RusNanoTech 2011».

RusNanoTech 2011 стартует 26 октября. О том, что даёт форум современной российской науке и о её состоянии сейчас, в интервью Business FM рассказал профессор университета Ратгерса в США, член научно-технического совета «Роснано» Константин Северинов.

Уже четвертый форум «Роснано» проходит в этом году. Каковы Ваши ожидания от этого форума?

Константин Северинов: Форум мыслился как некая площадка, где представители инновационного бизнеса, какие-то госструктуры и ученые могут встретиться и что-то обсудить. Первые три форума: научные потоки и бизнес-поток был в значительной степени разделен. В этом году концепция форума несколько поменялась. И есть желание более насильно совместить научную и бизнес часть форума вместе. Что из этого получится, будем смотреть.

Два года назад была история, что ученые-мигранты написали открытое письмо властям о катастрофическом положении дел в российской науке. Вы тогда высказывались, что уехавшим ученым нет смысла сюда возвращаться. Сейчас ситуация изменилась?

КС: Сейчас есть несколько крупных госпрограмм, есть постановление правительства 220, в народе зовут мегагрантами, по которому пытаются привлечь крупных ученых за просто очень большие деньги. Сумма порядка 5 миллионов долларов на ученого на два года. Но в целом, для научной черной кости в России ничего не изменилось, все осталось, как было.

Получается, едут люди за эти деньги?

КС: Так как сумма хорошая и большинство людей, которые получили эти гранты никогда не получили бы сравнимые суммы на открытом рынке в развитых странах, то кто-то едет. Но на теперешнем форуме одной из секций по фармацевтике будет председательствовать замечательный наш соотечественник Гриша Еникалопов из лаборатории «Колсприн Харбор» в Америке. Он получил этот мегагрант в этом году. Он будет строить лабораторию в МФТИ. Безусловно, есть несколько случаев. Из тех 80 людей, которые были отобраны по конкурсу мегагрантов, в нашу страну вернулись выдающиеся ученые. Их присутствие здесь не только знаковое. Оно реально отразится на нашем болоте.

Подобные вливания оправданы?

КС: О суммах можно спорить. Но как политика привлечения сюда «варягов» и предоставление преференций, это единственный способ. Китай идет таким способом. Это оправдывает себя.

Вы сказали, что в этом году будут насильно слиты научная и бизнес части.

КС: Не насильно. Было принято административное решение при организации форума, что не должно быть дихотомии и не надо, чтобы ученые ходили и слушали ученых, а бизнес-люди ходили и говорили друг с другом.

Как будут организованы секции? Как организаторы пытаются нащупать точки соприкосновения?

КС: Секции биомедицины и фармацевтики, будет на протяжении трех дней идти секции, в которых будут обсуждаться вопросы фундаментальной биомедицины: стволовые клетки. То, что профессор Еникалопов будет председательствовать. С другой стороны будут представители американских и западных компаний, которым интересен русский рынок или интересно «Роснано», как потенциальный инвестор. Вопрос, как эти два потока людей будут пересечены. Специально эти люди друг другу неинтересны. На этой сессии будет секция «Биомедицина — будущее», в которой я принимаю участие. Где просто придут школьники и пройдутся по всему этому комплексу. А некоторые из них еще руками поработают. Там будет лаборатория сделана.

В рамках форума будет вручена премия «Роснано-прай». И представлена работа молодых ученых. Что реально молодым ученым может дать форум?

КС: Возможность показать себя. «Роснано-прайс» ориентировано на прикладные вещи. В этом смысле разработчикам интересно поговорить с потенциальными заказчиками. Сама премия — отмечается качество и потенциал их разработки. Оно само по себе не даст возможность довести до рыночных вещей.

Расскажите о секции, в которой Вы участвуете?

КС: Будет довольно много докладов от компаний, которые интересуются русским рынком. Много будет по законодательной базе, проведение клинических испытаний. Один из крупных интересов к нашей стране с точки зрения фарм. — это проведение клинических испытаний. Российские люди будут использоваться как объект исследования для вывода каких-то лекарств на мировой рынок.

Звучит устрашающе.

КС: Нет. Это совершенно стандартная ситуация. Чехия является очень крупным центром такого рода вещей.

Кому это выгодно? И готова ли Россия?

КС: Готова. Много такого рода работ проводится в Китае. Но здесь как раз раса начинает влиять. Полезно для европейского и американского рынка иметь данные о том, как на новое лекарство отвечает человек европеоидной расы. Китай не всегда годится. Это улучшает качество медобслуживания для многих людей. Лекарства, которые переходят на человека, который в клинике находится, очень тщательно исследовались до этого на добровольцах, до этого на животных. Как правило, такие исследования приводят к тому, что в нашем случае ряд компаний даст спецправа по производству и использованию этих лекарств на территории России. Мы может от этого что-то получить. Допустим, они делают хорошее лекарство. Мы можем поучаствовать в испытаниях, а потом оно будет производиться в Америке. Потом мы это будем покупать еще за большие деньги. Но возможны варианты, когда локализуется производство здесь. И получается лицензия на или российский рынок или рынок СНГ для продаж лекарства. Мы можем получить конкурентное преимущество и можем начать здесь что-то производить у нас. Это вопрос договоренности. Есть чисто контрактные клинические испытания, которые просто проводятся здесь, и мы уходим.

Какова роль форума в том, о чем Вы говорили? Могут эти договоренности быть заключены на этой площадке?

КС: Они на самом форуме, с нуля ничего не будет заключено. Это некие смотрины. Многие компании, которые там будут, они уже работают с «Роснано». Будет представитель компании, проект которой сейчас рассматривается, который построен на патентах выдающегося ученого из Масачуссетского института техологий Боба Лангера, которая заинтересована в том, чтобы производить какие-то нано-вакцины на территории России. Эта компания заинтересована в том, чтобы построить здесь R&D-центр и реально использовать интеллектуальную собственность и разработки для того, чтобы потом строить заводы по производству лекарств в другой стране. Но сами разработки будут делаться здесь. Это совершенно замечательно.

Спасибо. Держитесь курса!

Константин Северинов Профессор, Университет Ратгерса (США); заведующий лабораторией, Институт молекулярной генетики РАН; заведующий лабораторией, Институт биологии гена РАН Константин Северинов, молекулярный биолог, специалист по генной экспрессии бактерий и разработке новых антибактериальных препаратов. С 1991 г. работает в США. С 2005 г. параллельно занимается научными исследованиями в России. Доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораториями университета Ратгерса (США) и Институтов молекулярной генетики и биологии гена РАН (Москва). Член Научно-технического совета ОАО «РОСНАНО» и экспертных советов Сколково. Автор и соавтор более 170 научных статей в ведущих международных научных журналах и пяти международных патентов. В многочисленных интервью в российских СМИ последовательно выступает за необходимость скорейшего реформирования системы научных исследований в России путем резкого увеличения доли конкурсного финасирования и организации системы прозрачной экспертизы научных проектов российских научных коллективов.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Business FM: Наука и бизнес встретятся на форуме «Роснано»