Предпринимательский дух захватывает университеты

Нынешнюю ситуацию в области сотрудничества университетской науки и высокотехнологичных компаний в России вряд ли можно назвать удовлетворительной. С одной стороны, не хватает предпринимательской инициативы, с другой – сами вузы не всегда занимают активную позицию в вопросах взаимодействия с наукоёмким бизнесом и создания собственных инновационных компаний.

Возможные пути решения этих проблем, а также перспективы продвижения отечественной высокотехнологичной продукции на внешние рынки и мировые тенденции в области коммерциализации научных разработок обсудили на открывшемся 11 мая в Санкт-Петербурге V Международном форуме «От науки к бизнесу».

«Данный форум для нас является местом, где мы можем измерить температуру взаимоотношений между бизнесом, прежде всего российским, и российскими университетами, сравнить с тем, что происходит в мире, и сделать для себя практические выводы – что нужно стимулировать», – рассказал вице-президент, главный управляющий директор по образованию и исследованиям Фонда «Сколково» Олег Алексеев.

300_alekseev_mikhajjlov300.jpg Олег Алексеев: «Только налоговые льготы вообще
никакой проблемы не решают. Сначала нужны люди,
которые способны заниматься инновациями.
И этим людям налоги нужны в последнюю очередь»

По его мнению, политика предоставления налоговых льгот малым инновационным предприятиям вряд ли сможет кардинально изменить ситуацию.

«Только налоговые льготы вообще никакой проблемы не решают. Сначала нужны люди, которые способны заниматься инновациями. И этим людям налоги нужны в последнюю очередь. Прежде всего должна возникнуть деятельность, а она не возникает только из налоговых льгот», – отметил он.

По словам Алексеева, одним из очагов возникновения инновационной деятельности могли бы стать так называемые предпринимательские университеты. Отличительной особенностью такого учебного заведения в первую очередь является наличие конкуренции среди учащихся, преподавателей и учёных внутри вуза за те ресурсы, которыми тот обладает. Кроме того, важная составляющая предпринимательского университета – способность профессоров зарабатывать деньги на собственных исследованиях. Это могут быть гранты и специальные программы как частных, так и государственных фондов и компаний. При этом, как уточнил Алексеев, «эти деньги могут идти не только на создание прикладных идей», но и на финансирование самого вуза.

«Чтобы каждый в этом университете – от профессора до студента – понимал, что университет создаёт наилучшие условия для того, чтобы они могли там капитализироваться и их личный капитал по мере развития их карьеры постоянно повышался. И эти условия должны быть доступны и интересны бизнесу», – полагает вице-президент Фонда «Сколково».

Согласен с таким определением целей и задач предпринимательского университета и проректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (СПбГУ ИТМО) Николай Тойвонен.

300_tojjvonen300.jpgНиколай Тойвонен считает, что предпринимательские
и исследовательские университеты сходны в принципах
распределения финансирования научных исследований и разработок

«Должна существовать некоторая востребованность рынка [научных исследований, которые проводятся в вузе], причём рынка в самом широком смысле слова, – уверен Тойвонен. – Кроме того, важен принцип самофинансирования. Да, бюджет выделяет деньги. Но этих средств всегда не хватает. Остальное, на масло и сыр, зарабатываешь сам. Потому в университете нет небожителей, финансирование получают наиболее перспективные проекты. В этом плане исследовательские университеты схожи с предпринимательскими. Для того чтобы выполнить все показатели, заложенные в программу развития НИУ, надо иметь очень хорошую динамику по числу патентов, количеству аспирантов и прочее. Ректор понимает, что отдать небожителю денег не может, потому что непроизводительно деньги будут израсходованы. Поэтому начинает финансировать и молодёжь. Например, в нашем университете (СПбГУ ИТМО носит статус национального исследовательского. – STRF.ru) очень бурное развитие получило такое направление, как робототехника, которая не была в фаворе долгое время».

Иным решение проблемы слабого взаимодействия вузов и наукоёмкого бизнеса видит советник председателя совета директоров АФК «Система» Николай Михайлов. По его мнению, надо менять сами формы сотрудничества высокотехнологичных компаний и высших учебных заведений.

«Альянсы с университетами должны выходить совершенно на новый уровень отношений по сравнению с тем, как это было раньше, – уверен он. – Например, базовые кафедры, безусловно, полезны, но этого совершенно недостаточно».

Одной из новых, наиболее эффективных форм сотрудничества бизнеса и науки Михайлов считает сетевые объединения университетов и наукоёмких предприятий. Именно в такой форме организована работа АФК «Система» и СПбГУ ИТМО в рамках их совместного проекта по сетецентрическим системам.

«Чтобы задействовать в нашей работе университеты Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов и целый ряд промышленных предприятий (в Ярославле, Саранске, Нижнем Новгороде), понадобилось сформировать неожиданную кооперацию между бизнесом и университетом, о которой раньше помышлять не могли, – рассказал Михайлов. – Такой консорциум создаёт условия, когда можно договариваться и учитывать интересы сторон, находить баланс этих интересов».

Пока же на сегодняшний день найти такой баланс удаётся крайне редко. С одной стороны, наукоёмкие предприятия не всегда готовы заниматься рисковыми инновационными проектами, с другой – сами университеты со всей остротой почувствовали дефицит идей, которые могли бы иметь коммерческую перспективу.

«Только совместно с крупным бизнесом создаются первоначальные условия, когда могут быть сформулированы серьёзные технические задания. Но и бизнес должен свыкнуться с тем, что если ты действительно имеешь стратегическое мышление, то без альянса с университетами это невозможно и рисковать надо вместе», – резюмировал он.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

STRF