О библейском рецепте чудодейственного ладана

Российские учёные открыли рецепт ладана, каким он был во времена библейские. Эта маленькая сенсация скрывает за собой титанический труд. Священное писание на арамейском, греческом, латыни было ключом к поискам. И чудодейственные свойства ладана стали откровением даже для воссоздавших его учёных.

Арабы его называют «слеза богов», китайцы – «жир священного цветка», а европейцы – «благовоние франков». Считается, что само слово «ладан» происходит от греческого «ладанон», что значит «становиться богоподобным».

b_288726.jpg Рис. 1.

Древнейшее ароматическое вещество для богослужений в христианстве используется с апостольских времён. Именно ладан был одним из трёх даров, что волхвы преподнесли новорождённому Иисусу.

>«Как дым от кадила, благовонный дым ладана восходит к небу, так и молитва христианина должна быть устремлена к Богу, и человек, находящийся в храме, видя каждение, должен не забывать, для чего он в храм пришёл, а именно – ради молитвы», – напоминает настоятель домового храма мученицы Татианы МГУ им.М.В.Ломоносова протоиерей Максим (Козлов).

Ладан – ещё и древнее лекарство с чудодейственными свойствами. Это взялись доказать российские ученые. За основу взяли рецепт, которому две тысячи лет – со страниц Ветхого Завета. Всего четыре компонента – ливан, стакти, оних и халван – в равных пропорциях смешать и растереть. Казалось бы, вот она – готовая формула чуда, но выяснилось: уравнение это – со всеми неизвестными. Виной тому – трудности перевода.

b_288728.jpg Рис. 2.

На арамейском, греческом, русском, на латыни читали Тору и Священное писание, современные аналоги библейским растениям искали несколько лет.

«Все исследователи сходятся на том, что чистый ливан, упоминаемый в Пятикнижии, – это современный ладан, он же олибанум. С халваном душистым тоже вопросов не возникало, потому что он же гальбанум, растение довольно известное. Сложнее было со стакти. Тут есть разные трактовки, но, по большому счёту, это известная смирна или мирра. Оних или ониха – в греческом переводе это означает что-то, похожее на "твердый ноготь», – поясняет старший инженер Института химической физики им.Н.Н.Семёнова РАН Владимир Баскаков.

Разгадка нашлась в трудах Авиценны – таинственный оних оказался створкой ракушки. Оставалось только запастить нужными компонентами. Оман, Сомали, Иран, Йемен – с ног сбились, но в итоге удалось! Учёные держали в руках библейское лекарство.

Дальше – строго научный медицинский эксперимент. Никакой мистики, и результат поразил даже скептиков: пары ладана излечили подопытных крыс.

«Если строго соблюдали правила рецептуры и технологии введения, то они буквально через несколько часов выздоравливали и жили дальше», – рассказывает заведующий лабораторией свободно-радикальных и радиационно-химических процессов Института проблем химической физики РАН Альфа Михайлов.

Рецепт из Библии был точнее некуда, и ладан оказался, говоря языком современной медицины, мощнейшим иммуностимулятором. Как такое возможно – ответ искали под микроскопом. Ключевой момент: воссозданная библейская история – в тысячекратном увеличении.

«Основной рабочий инструмент туннельного микроскопа – это игла, специально приготавливается в виде пирамидки, увенчанной единичным атомом. Принцип его действия аналогичен граммофону: поверхность ощупывается этим зондом, иголочкой, и после несложной математической обработки изображение выводится на экран компьютера», – поясняет старший научный сотрудник Института химической физики им.Н.Н.Семёнова РАН Максим Гришин.

Присмотрелись и обнаружили: ладан состоял из мельчайших частиц, размером меньше микрона. Легендарное вещество – по сути, уникальный и очень действенный аэрозоль.

«Частицы размером меньше микрона – и только меньше микрона – попадают в альвеолы легких. Они проходят трахею, не оседают на боковых стенках и, попадая в альвеолы, вызывают физиологический эффект», – подчёркивает старший научный сотрудник Института химической физики им.Н.Н.Семёнова РАН Сергей Стовбун.

Иными словами, окуривание – по сути, аналог ингаляции. А ладан – прообраз многих антибиотиков. В Первую мировую его использовали как антисептик. Сочетание разных видов смолы, как утверждают ароматерапевты, при грамотном использовании помогает при простуде и астме, выводит токсины и даже благотворно влияет на психику.

«Идёт успокаивающее, антидепрессивное воздействие, этот аромат вселяет некоторый оптимизм, адекватирует психику, приводит в гармонию психику. Таким образом, человек перестаёт метаться, успокаивается и быстрее идёт к своей цели», – отмечает руководитель центра профессиональной ароматерапии, ректор Международного института профессиональной ароматерапии Ольга Ирисова.

Современный ладан, используемый в ароматерапии, – это состав из 3,5 тысяч компонентов. Его получение – долгий и высокотехнологичный процесс. Библейский же рецепт прост. Тем более удивительно, что ингредиенты, смешанные строго по Писанию, превращаются в универсальное лекарство. Как две тысячи лет назад можно было вывести столь точную формулу медицинского препарата?

Эта научная диссертация заканчивается фразой скорее философской:

«Написать такой рецепт мог только тот, кто уже знал его».

1. vesti-moscow.ru