Казахские студенты завоевали Сибирь

Из недавней поездки в Томск я привёз очень любопытную брошюру о местном образовании. Особенно заинтересовали детальные данные по происхождению студентов, ключевые для понимания нынешней образовательной мобильности и миграции.

Томск здесь довольно показательный город – крупный образовательный центр в сердце Сибири, в котором есть все основные типы госуниверситетов, два из которых имеют статус НИУ. Томские данные я использовал как отправную точку для разговора об экспорте российского высшего образования.

Напомню, привлечение иностранных студентов – одна из основных задач образовательной реформы России. Минобрнауки России разработана «Концепция экспорта образовательных услуг РФ на период 2011–2020 гг.» взамен старой «Концепции госполитики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях» образца 2002 года.

Ключевой мотив новой концепции: «На фоне высокого уровня образованности населения и постоянно растущего внутреннего рынка образовательных услуг доля России в международном рынке образовательных услуг фактически снижается (по данным ОЭСР, с 3 процентов в 2004 году до 2 процентов в 2007 году). Это не только упущенная экономическая выгода, но и упускаемые политические возможности «мягкого» влияния России на международной арене через распространение русского языка, достижений российской науки, российской культуры и ценностей».

При этом ключевая задача – «разработка программ и курсов на иностранных языках (прежде всего английском), увеличение до 10 процентов доли программ, реализуемых в российских вузах на иностранных языках».

От светлого англоязычного будущего перейдём к суровой сибирской реальности.

Ниже – контингент иностранных учащихся шести главных томских вузов: классического госуниверситета, политеха, ТУСУРа (электроника и IT), медицинского, строительного и педагогического.

Доля иностранных студентов среди всех учащихся шести вузов колеблется от 0,9 процента в педвузе до 8,7 процента в ТУСУРе.

Свыше 92 процентов иностранных студентов приехали в Томск из Средней Азии, причём лишь 40 процентов из них учатся в России за свои деньги. Платит только один гражданин Таджикистана из 34-х. Предвижу вопросы. На часть из них уже ответила для РИА «Новости» Татьяна Четвернина, проректор Высшей школы экономики.

«Могут ли студенты из СНГ учиться в российских вузах бесплатно? – Да. Во-первых, в соответствии с межправительственными соглашениями, заключёнными Россией с рядом стран СНГ. Во-вторых, сдав ЕГЭ – на территории российских консульств и посольств либо в российских университетах в период приёмной кампании. В-третьих, по квотам, выделенным правительством РФ. Наконец, через участие в олимпиадах…»

Добавлю: Минобрнауки России «в целях оказания содействия зарубежным странам в подготовке национальных специалистов» выдаёт специальные стипендии на обучение в государственных вузах.

Теперь стоит пояснить ситуацию в самих странах-донорах студентов, и прежде всего в Казахстане. Уже многие годы там проводится довольно жёсткая реформа, предусматривающая в числе прочего переход к широкому платному высшему образованию. В середине 2000-х доля платников приближалась к 80 процентам. Сейчас на фоне падения числа учащихся она снизилась до 62,8 процента. Всего в стране около 600 тысяч студентов.

Бесплатное образование поддерживается через систему грантов – в этом году их будет выдано 35 тысяч. С помощью грантов государство ежегодно контролирует направления подготовки, изменяя списки поддерживаемых специальностей. Приём в вузы ведётся на основе сурового аналога ЕГЭ – Единого национального тестирования. ЕНТ-2011 пройдёт с 4 по 10 июня, от его результатов будет зависеть как сама возможность поступить в вуз и стоимость обучения, так и шанс на грант. Специальные льготы есть для сельских школьников и инвалидов.

Добавлю: для тех, кто обучается по гранту, в ближайшее время могут ввести обязательную отработку по специальности не менее трёх лет (пока это планируется сделать лишь для выпускников медицинских вузов). Платное образование в Казахстане сравнительно дорогое.

Именно в таких условиях и происходит наплыв студентов из Казахстана. Их привлекает неплохое качество образования и, конечно, русский язык.

Но – вернёмся к статистике. Сколько всего в России студентов из стран Средней Азии, никто точно не знает. Росстат предлагает лишь статистику «без учёта граждан стран СНГ, обучавшихся по международным договорам», и лишь в государственных вузах:

2011-06-03_101524.jpg

Казалось бы, Белоруссия выглядит гораздо активней Казахстана, но это иллюзия: только 15 процентов белорусских студентов учатся в России на очных отделениях. Среди казахстанцев таких 66,5 процента, среди граждан Узбекистана – 27 процентов, Украины – 44 процента (опять же, без международных программ).

Стоит ли ждать дальнейшего роста притока казахских студентов в Россию? Предполагаю, что нет. И цифры Росстата, и томские данные свидетельствуют, что рост их численности прекратился пару лет назад. Отчасти это связано с демографией: как и в России, рождённых в 1990-е в Казахстане меньше, чем в 1980-е. Зато, судя по всему, намечается увеличение числа студентов из других среднеазиатских стран. Например, в Алтайском крае в 2007\8 учебном году был лишь один студент из Таджикистана, а в нынешнем – уже 75 (казахстанцев там 484, остальных представителей ближнего зарубежья – единицы).

К сожалению, другие региональные управления Росстата подобную информацию не публикуют. Можно лишь предположить, что доля студентов из Средней Азии заметно выше в близлежащих областях России: Новосибирской, Омской, Курганской, Челябинской и т.д.

Учитывая процент обучающихся на очных отделениях, главным «соперником» Казахстана остаётся Китай. Ситуация со студентами из КНР двоякая, о ней нужно писать отдельно. Ограничусь показательной цитатой из газеты «Жэньминь жибао»:

«В России применяется особая методика преподавания на русском языке, поэтому почти все студенты-китайцы должны пройти годовые подготовительные курсы. При содействии специализированных структур все желающие, как правило, могут быть приняты в университеты. Хотя политика в этой области заметно изменилась, требования в определённой мере повысились, однако интерес китайских студентов к России нисколько не ослабевает».

Основная проблема на пути интернационализации нашего образования – отсутствие сколько-нибудь широких программ на английском. Из «настоящих» иностранцев на русском готовы учиться лишь китайцы и вьетнамцы, отчасти индийцы и жители Монголии. В ближайшие годы придётся сконцентрироваться на привлечении граждан стран СНГ и особенно Средней Азии, с расширением платного приёма. В первую очередь это относится к Сибири.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (4 votes)
Источник(и):

STRF