Инновационное развитие: Как считать нано

Мировой рынок нанотехнологий к 2013 г. достигнет $1,6 трлн, прогнозирует компания Research and Markets. А агентство Lux Research считает, что к 2015 г. объем продаж продукции с применением нанотехнологий вырастет до $2,9 трлн. Перспективы открываются огромные. Но проблема в том, что именно считать нанотехнологиями и как измерять этот рынок.

В 2010 г. в России было организовано пилотное исследование наноиндустрии. Его цель — определить круг предприятий и организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере. Оценка объемов рынка нанопродукции не входила в перечень приоритетных задач, поэтому использовалась широкая трактовка определения продукции наноиндустрии.

Выяснилось, что в 2010 г. потребителям было отгружено продукции, так или иначе связанной с нанотехнологиями, на 112 млрд руб. Но из них 97 млрд руб. дала продукция нефтепереработки, изготовленная с использованием нанокатализаторов . Но нельзя же относить 92-й бензин к высокотехнологичным товарам?

Как видно, цена вопроса высока. Неудивительно, что статья в «Ведомостях» об использованной Росстатом методике отнесения того или иного продукта к «нано» вызвала шквал дискуссий. И в НИОКР, и в коммерциализацию нанотехнологий по всему миру вкладываются колоссальные средства. Только в проекты «Роснано» за два года вложено 100 млрд руб. (более 40% — частные инвестиции).

Поэтому все хотят иметь четкие критерии оценки эффективности вложений в нанотехнологии. Для этого надо определить, что относится к нанопродукции. Однозначного решения пока нет ни у нас, ни за рубежом.

Сторонники широкой трактовки относят к ней всю конечную продукцию, изготовленную с применением нанокомпонентов. Но тогда к нанопродукции придется отнести, например, автомобили со светодиодными фарами. Другой подход — установить пороговые значения содержания нанокомпонентов в конечной продукции. Если они превышены — полную стоимость изделия относить к «нано».

Но на деле качественное улучшение потребительских характеристик не всегда зависит от количества использованных для его изготовления наноматериалов. Простой пример: доля защитных нанопокрытий в конечной стоимости, например, режущего инструмента незначительна, а эффект от их применения исчисляется существенными суммами. К тому же стоимость наноматериалов может варьироваться в значительных пределах. Поэтому установить объективное пороговое значение для них сложно.

К тому же определение пороговых значений по широкой номенклатуре изделий (а нанотехнологии по своей природе имеют межотраслевой и междисциплинарный характер) потребует не только времени, но специальных исследований, а значит, и дополнительных затрат. Издержки на выпуск продукции вырастут.

Более разумно, на наш взгляд, было бы выделить несколько групп продукции, изготовить которую можно только с применением нанотехнологий или наноматериалов. Это суть предложения Минобрнауки совместно с РНЦ «Курчатовский институт». На основе этого подхода «Роснано» и Высшая школа экономики при участии широкого круга ученных и специалистов-практиков в области нанотехнологий разработали перечень конкретных критериев отнесения той или иной продукции к «нано».

Вот эти пять групп:

  • первичная нанотехнологическая продукция (А);
  • продукты, содержащие нанокомпоненты (Б);
  • услуги, оказанные с использованием нанотехнологий или с использованием продуктов нанотехнологий (В);
  • специальное оборудование для нанотехнологий (Г);
  • базовое сырье для нанотехнологий (Д).

Первичная нанотехнологическая продукция (А)

В группу А «Первичная нанотехнологическая продукция» входят искусственно созданные продукты, произведенные с использованием технологических процессов, позволяющих реализовывать контроль материи в нанометровых масштабах. К ним относятся наноматериалы (объемные материалы и пленки) и наноустройства (элементарные устройства, конструкции или конструктивно законченные части для искусственно создаваемых объектов).

Ключевой критерий здесь — это наноразмерность. Другими словами, их линейные размеры хотя бы по одному из измерений должны находиться в диапазоне от 1 до 100 нм. Таким образом, в нее попадут нанотрубки, нанопорошки, простейшие элементы электронной базы устройств и т. п.

Продукты, содержащие нанокомпоненты (Б)

«Продукты, содержащие нанокомпоненты» (группа Б) — конструкционно завершенные элементарные (т. е. не подлежащие дезинтеграции без потери функциональности) продукты, в состав которых интегрированы нанокомпоненты, придающие им новые либо существенно улучшающие их функциональные характеристики или потребительские свойства. В эту группу включаются продукты, содержащие в любой пропорции первичную нанотехнологическую продукцию в качестве неотделимого компонента, в том числе детали и узлы, куда с помощью специальных технологических процессов интегрированы наноматериалы. Например, сверхяркие светодиоды, режущий инструмент с наноалмазным покрытием, подшипники с упрочняющим наноструктурированным покрытием, фармацевтические препараты с активными наночастицами и т.д.

Критерий «интеграции наноматериалов» в состав изделия означает, что в группу Б, а значит, и вообще в состав продукции наноиндустрии не будет включаться полная стоимость конечного изделия, полученного путем механической сборки содержащих нанокомпоненты деталей и узлов. Например, к продукции наноиндустрии будет отнесена не полная стоимость автомобиля, а только стоимость светодиода в фаре или стекла с нанопокрытием.

Это касается и товаров, при производстве которых первичная нанопродукция использовалась, но не была в них интегрирована. Пример — все тот же бензин с октановым числом 92 и выше и другие продукты нефтепереработки, произведенные с применением нанокатализаторов.

Услуги, оказанные с использованием нанотехнологий или с использованием продуктов нанотехнологий (В)

«Услуги, оказанные с применением нанотехнологий или с использованием продуктов нанотехнологий» (группа В) — услуги, при оказании которых использовались нанотехнологии. К этой группе относятся, например, услуги по медицинской диагностике с использованием интроскопических исследований, плазмоферез и т. п. Сюда же включаются законченные исследования и разработки в области нанотехнологий или выполненные с использованием нанотехнологического оборудования и первичных наноматериалов. Ключевым критерием здесь является невозможность обеспечения требуемого качества услуги без использования нанотехнологий.

– специальное оборудование для нанотехнологий (Г);

Группа Г охватывает «Специальное оборудование для нанотехнологий». В первую очередь речь идет о производственном и измерительном оборудовании, а также программном обеспечении, необходимом для осуществления различных видов работ на нанометровых масштабах. Другими словами, это оборудование и программное обеспечение должны обеспечивать обработку, качество измерения или контроля характеристик продукта с точностью 100 нм и менее. Например, атомно-силовые микроскопы, прецизионные станки и применяемое в их работе программное обеспечение и т. п.

Базовое сырье для нанотехнологий (Д).

Наконец, «Базовое сырье для нанотехнологий» (группа Д) — сырье, полученное в результате специальной обработки и применяемое в производстве первичной нанотехнологической продукции. Оно должно обладать исключительными характеристиками, необходимыми для производства первичной нанотехнологической продукции. Это особо чистый поликристаллический кремний, монокристаллы сапфира и др.

Представляется целесообразным сформировать перечень базового сырья для нанотехнологий и утвердить его решением Минобрнауки РФ.

Что это даёт

На наш взгляд, изложенные выше подходы позволят оценить реальный вклад наноиндустрии в развитие экономики страны и могут быть положены в основу организации статистического наблюдения за выпуском продукции, связанной с нанотехнологиями. Это, в свою очередь, послужит объективному информированию общественности и государственных институтов о ходе развития наноиндустрии в нашей стране.

Если руководствоваться предложенным определением, то объем производства продукции наноиндустрии в 2010 г. в России составит 15 млрд руб. Это явно более объективная оценка, чем та, что приведена в начале статьи. В 2015 г. по оценкам, сделанным на основании предлагаемого определения, только созданные ОАО «Роснано» в 2008–2010 гг. компании выпустят нанотехнологической продукции на 127 млрд руб.

Авторы: Директор Института статистических исследований и экономики знания НИУ ВШЭ, Научный сотрудник Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, зампредседателя Правления ОАО «РОСНАНО», Главный эксперт Департамента экономики и планирования ОАО «РОСНАНО»

Леонид Гохберг, Константин Фурсов, Яков Уринсон, Валерий Далин

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Vedomosti.ru