Дебютировал первый интерактивный трёхмерный хоррор

Эта компьютерная инсталляция напоминает многопользовательскую игру в зале с системой погружения в виртуальный мир. Но авторы работы считают её предтечей именно кинолент, действие которых будет меняться на ходу под влиянием зрителей, тем самым активнее вовлекая их в сюжет и заставляя сильнее сочувствовать героям.

Режиссёр Деннис Дель Фаверо (Dennis Del Favero), писатель и сценарист Стивен Сьюэлл (Stephen Sewell) и компьютерщик Мауриче Паньюкко (Maurice Pagnucco) из исследовательского центра iCinema университета Нового Южного Уэльса создали и испытали в действии первое в мире интерактивное трёхмерное окружающее кино. Проект получил название Scenario. В комедии дель арте этим словом обозначается развитие сюжета, зависящее от взаимодействия актёров и зрителей.

rae.jpg Рис. 1. Жутко. В смысле «страшно» и в смысле «жутко увлекательно». Этот опыт – проблеск возможного нового развлечения недалёкого будущего (фото с сайта sff.org.au).

В роли кинозала выступила установка AVIE (передовая среда визуализации и взаимодействия — Advanced Visualisation and Interaction Environment). Это цилиндрический экран, окружающий нескольких пользователей на все 360 градусов трёхмерным изображением и многоканальным звуком.

raf.jpg Рис. 2. Высота экрана AVIE составляет 4 метра, а диаметр – 10 м. 3D-изображение выводится на него при помощи 12 цифровых проекторов. При просмотре нужны очки с поляризационными фильтрами (фотографии iCinema).

Картинку для системы формирует внушительный кластер быстродействующих компьютеров. Но главная изюминка AVIE — это система многоканального трекинга перемещения всех зрителей (причём каждого — индивидуально) и даже отслеживания их жестов и поз. Работает она за счёт 16 инфракрасных камер и софта, обсчитывающего динамику пользователей в реальном времени. Именно этой функцией воспользовались авторы Scenario для создания интерактивного фильма.

Австралийцы построили сюжет отчасти по мотивам сказок братьев Гримм, отчасти на основе трагической истории австрийки Элизабет Фритцль (Fritzl case). Её в течение 24 лет держал в плену в тайном подвале собственный отец, принуждая к сожительству. За эти годы несчастная родила насильнику семерых детей (один из них умер на третий день после родов).

rag.jpg Рис. 3. Хотя различные виртуальные комнаты и окружающие человека на 360 градусов системы визуализации создавались не раз, работа Мауриче, Денниса и Стивена превратила AVIE в первый в мире 360-градусный 3D-кинотеатр (фотографии iCinema).

Не ясно, почему именно этот сюжет послужил отправной точкой для создания Scenario, но очевидцы говорят, что атмосфера в фильме жуткая. Пленники гигантского подвала в австралийском фильме — гуманоид Elizabeth K и четыре её ребёнка. Они исследуют лабиринт в попытке найти путь к бегству, а зрители им помогают.

Вначале фильма на экране появляются пять больших глаз, способных перекатываться по комнате. На каждый из них становится гуманоид, представляющий зрителя, то есть игрока. После того как пять зрителей разобрали свои аватары («иначе вы не сможете сбежать», — говорит голос за кадром), те начинают передвигаться синхронно с перемещением людей по зрительному залу.

При этом виртуальные андроиды, путешествуя верхом на глазах, могут спокойно проезжать мимо друг друга, если пара зрителей сталкивается. Система не теряет соответствие каждого человека персонажу на экране.

raj.jpg Рис. 4. Гуманоидам в этом действии присуща интенциональность, – рассуждают авторы проекта, – что создаёт основу для изучения и обсуждения зрителями поведения персонажей и их реакции на людей (фотографии iCinema).

«Элизабет К, гуманоид, показывает мне части тела её разбитого ребёнка. Моим единственным средством спасения, как мне сказали, является сбор этих частей», — рассказывает корреспондент New Scientist, побывавший на предварительном показе жутковатого шоу.

Деятельности зрителей мешают гуманоиды-стражи, которые обладают неким искусственным интеллектом (примерно как боты в играх). Они чувствуют текущее расположение зрителей и отбрасывают части тел детей (кстати, преувеличенного размера) прочь от зрителей, либо отталкивают аватары самих игроков. Стражи могут менять тактику в зависимости от движения людей, и это влияет на развитие сюжета.

rai.jpg Рис. 5. Запрограммированные при помощи ряда простых правил гуманоиды, «открывают» свою автономность экспериментально, пробуя и меняя «подход» к зрителям-соперникам. Интерактивность порождает закономерный итог –не может быть двух одинаковых показов фильма Scenario (фотографии iCinema).

Авторы инсталляции говорят о «коэволюционном повествовании», проистекающем из столкновения гуманоидов и зрителей, как по отдельности, так и группами. Ведомые компьютером персонажи ужастика стараются интерпретировать действия аудитории и принимать решения.

Всё это напоминает просто компьютерную игру. Австралийцы же рассуждают о смешении мира игр с искусством кино. Вместо кинематографического рассказа о чём-то, во что аудитория верит и о чём думает, мы получаем нечто иное. Рассказ о том, что персонажи на экране думают по мере того, как они взаимодействуют с аудиторией.

«Два десятилетия назад, если бы я описал это, вы бы не поверили», — делится своим впечатлением от работы над проектом Дель Фаверо.

Режиссёр полагает, что коль скоро на массовый экран вовсю шагнуло трёхмерное изображение, постепенно в фильмах будет появляться и всё больше искусственного интеллекта, интерактивности, «подсмотренных» у игровой индустрии. Scenario — это не только художественный, но и исследовательский проект, пытающийся нащупать, как кино будущего может выглядеть и работать.

Официальная премьера Scenario пройдёт в рамках Сиднейского кинофестиваля, который откроется 8 июня 2011 года. Устроители объявили о приёме заявок на билеты в центр iCinema: небольшие группы зрителей смогут сами оценить, каково это — влиять на действие фильма и даже участвовать в нём.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (3 votes)
Источник(и):

1. membrana.ru