Алена Попова: Изучайте рынок и готовьтесь меняться на ходу!

Алена Попова, медиаконсультант, интернет-продюсер, венчурный инвестор рассказывает в интервью о своем профессиональном кредо, проблемах российских стартапов и женских инвестициях.

Вы помните свой первый бизнес-проект?

Да, конечно. Первый бизнес-проект я сделала в тринадцать лет. Это была школьная бесплатная газета. Я из Екатеринбурга, училась в специализированном учебно-научном заведении для особо одарённых детей. Мне кажется, особо одарённой я не была, но мне всегда было интересно конкурировать со своими одарёнными одноклассниками, что я и делала довольно успешно.

Потом я поступила сразу в три университета, выбрала МГУ, училась на журфаке, закончила его с красным дипломом. Пока училась, жила в общежитии и работала на трёх работах, потому что так жить и дальше не хотела, не нравилось мне жить в общежитии. Наверное, поэтому я довольно скоро поняла, что никогда не буду заниматься просто журналистикой. Никакого смысла в простой передаче информации я не видела и не вижу. Любая деятельность должна иметь чёткую цель и дать результат, который можно пощупать, увидеть. Просто упиваться мыслью о том, что ты — четвёртая власть, неинтересно: если ты борешься за чьи-то права, то надо добиться победы, а не просто написать об этом. Наверное, поэтому, когда я начала вести блог (это было год и восемь месяцев назад), то решила, что это будет ресурс только о практиках, проектах, всё равно успешных или не очень, о людях, которые что-то делают и их результатах. Я очень не люблю словоблудия.

Вы – эксперт в сфере стартап-бизнеса, чем вас привлекают стартапы?

Вообще стартап — это компания, которая находится на стадии изучения рынка, это стандартное экономическое определение. А если говорить простым человеческим языком, то стартап — это несколько ребят, у которых есть идея, под которую они ищут финансирование. Хотя есть и крупные компании, остающиеся стартапами стартапов, к примеру «Яндекс». Он поддерживает развитие новых проектов и практически является драйвером новых идей и сервисов.

В России существует негативная коннотация этого слова, вроде бы все, кому не лень, создают стартапы, получают под это деньги и ничего не делают. А я очень люблю стартапы, это же драйвер в развитии экономики. У нас есть такой проект Стартап Афиша — это календарь всех событий в регионах, «hub» для всех предпринимателей, инвесторов и организаторов стартап-активностей в России, главная сервисная площадка российских инноваций. Устраивая эти мероприятия, знакомя инвесторов и авторов проектов, мы хотим сказать: «Ребята, если у вас нет ни копейки, но есть светлая идея, из которой вы можете сделать проект, приходите. Даже если вам не дадут денег, вы найдёте команду, если не найдёте команду, то получите экспертную оценку, поймёте, что надо делать. Прекращайте пить, прекращайте бессмысленно сидеть за компьютером, и вы сможете стать следующим Сергеем Брином. Выбирайте достойные примеры для подражания».

Но вы же ещё и основатель StartUp Women, это что за движение и зачем оно?

Это объединение женщин-предпринимателей. Я была в нескольких странах, где такие движения очень популярны, потому что проекты, созданные женщинами, рассчитаны на женскую аудиторию, а рост женской аудитории в сети значительно превышает мужскую, особенно в России, где в социальных сетях женщины очень активны. Я женщина, поэтому представляю, каким должен быть проект, рассчитанный на женщину-потребителя.

Когда в 2008 году разразился кризис, очень много женщин, в том числе и моих знакомых, были уволены по одной простой причине — все они работали в основном в трёх сферах: бухгалтерия, маркетинг и пиар, и выполняли дублирующие функции. Работу найти они, естественно, не могли, они рожали детей, сидели дома. Что им делать? Ждать помощи от государства в таких условиях, по-моему, смысла нет.

Мы выявили несколько ниш на рынке, где эти нетрудоустроенные, но с большим опытом девушки могут реализовываться и развиваться. Мы стали им рассказывать про практики по открытию бизнеса, про то, на каких сайтах можно найти нужную им информацию, на какие льготы они могут рассчитывать, начиная своё дело, и так далее. Нужно сказать, что тема женских инвестиций — тоже очень интересная тема. У многих женщин есть деньги, они их заработали, но не знают, куда их вложить. Наша цель — помочь женщинам сориентироваться в новых условиях. Помочь им разобраться в огромном потоке информации и получить информацию, нужную им для создания собственного бизнес-проекта.

Я вижу колоссальную пользу от того, что мы делаем. Пока это немножко местечково, но это же меня всё время и подталкивает выходить на какой-то более серьёзный уровень. Я против ожиданий государственных субсидий, вообще против ожиданий какой-то помощи извне. Считаю, что если ты хочешь чего-то — иди и сделай. Если ты сидишь и ждёшь, что кто-то сделает твою работу за тебя, это просто неадекватно, такого не будет.

В чём конкретно выражается ваша помощь девушкам-стартаперам?

Мы собираем лучшие практики, то есть проекты, которые делают, оцениваем их, консультируем, находим инвесторов. Мы собираем их пожелания, чтобы представить минэкономразвития, собираем истории успеха и рассказываем о них в СМИ, лоббируем их интересы. Ещё мы ищем команды этим девушкам, потому что к нам часто приходят девушки и говорят, что у них есть отличный проект, но нет людей.

Большая проблема на этом рынке в том, что люди не знают ниш, в которых стоит начинать проекты, и делают не совсем релевантные для рынка вещи. Мы стараемся рассказывать, какие ниши есть, вообще, стараемся ответить на все вопросы, которые возникают у людей в процессе их работы. В середине октября покажем проекты, которые отобрали к инвестированию

Расскажите про ваш проект Starlook.ru

Это проект социального шопинга, но не проект электронной коммерции в общем понимании. Он получился достаточно большим, но модель у него изначально была неправильная, теперь мы его переделываем. В начале сентября он должен запуститься в новой версии.

Вы пишете, что прежде чем создать свой стартап, надо подумать семь раз. Когда создавался Starlook.ru, вы так и делали?

Нет! И я всем привожу его в качестве отрицательного примера. Изначально «Старлук» затевался как сайт моделей и фотографов. Тогда рынок был в точке роста, и я подумала, что было бы неплохо сделать сайт, на котором будут встречаться красивые девушки-модели и фотографы, которые ищут таких девушек для фотосессий. Это была абсолютно непонятная с точки зрения денег модель, поэтому нам пришлось проект долго менять. По сути, это был провал, но так как в интернете все стартапы мобильны, можно всё менять, то мы сделали новую модель «Старлука», она уже готова.

Я же говорю: если вы что-то делаете, надо не только изучить рынок, но и быть готовой постоянно меняться по ходу, потому что всё постоянно меняется. Скорее всего, ваш бизнес-план будет предан анафеме, съеден или сожжён, потому что в конечном итоге у вас получится совсем не то, что планировалось. Подумать, подумать очень хорошо, прежде чем что-то затевать!

Вы задумали новый социальный проект с Анастасией Севериной, что это такое?

Мы пока в стадии обсуждения модели этого проекта. Сейчас мы его называем фондом, но, по сути, он им не является. Это проект по сбору, реализации и инвестированию проектов в сфере социального предпринимательства. Если говорить простым языком, то это, например, трудоустройство инвалидов-колясочников, бизнес, который начинают пенсионеры, работа с детдомовскими детьми, которые социализируются и начинают свой бизнес.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4 (13 votes)
Источник(и):

UNova.Ru