Зачем региону форсайт?

Друзья, с момента основания проекта прошло уже 20 лет и мы рады сообщать вам, что сайт, наконец, переехали на новую платформу.

Какое-то время продолжим трудится на общее благо по адресу https://n-n-n.ru.
На новой платформе мы уделили особое внимание удобству поиска материалов.
Особенно рекомендуем познакомиться с работой рубрикатора.

Спасибо, ждём вас на N-N-N.ru

Когда принимается какая-нибудь стратегия развития или долгосрочная программа, её разработчики ориентируются на собственное видение будущего – страны, региона, отрасли. Наше с вами – представителей гражданского общества – мнение никого, как правило, не интересует. Проходят 10–15–20 лет, и о принятых ранее документах никто не вспоминает, равно как и результаты никого не волнуют. На очереди – следующие грандиозные проекты.

strf-gontmakher_tretjak_600.jpgТретьяк (в центре): «Форсайт – это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: потребителей и общественных организаций, учёных, политиков и бизнеса»

Форсайт – прогноз – стратегия

Участники круглого стола «Региональный форсайт: возможности и перспективы применения в России», прошедшего в Институте современного развития в пятницу 22 октября, сошлись во мнении, что без форсайта ни одна стратегия или программа работать не будет.

В ходе дискуссии обнаружилось, что под форсайтом (с англ. – взгляд в будущее, предвидение) эксперты понимают не совсем одно и то же. Так, заведующий кафедрой «Маркетинга и форсайта» Московского государственного университета технологий и управления Владимир Третьяк утверждает, что «форсайт к прогнозу не имеет никакого отношения», и предлагает такое определение: «Форсайт – это механизм согласования партикулярных интересов отдельных групп граждан: потребителей и общественных организаций, учёных, политиков и бизнеса». Правда, позднее он определяет форсайт уже как «технологию долгосрочного прогнозирования крупномасштабных процессов, основанных на обработке коллективных экспертных оценок, получаемых от различных слоёв общества, готовых активно содействовать реализации формируемого будущего». Причём видение этого будущего должно постоянно уточняться.

По видам различают корпоративный, территориальный и тематический форсайты, а также технологические и социальные. При проведении форсайт-исследований используются методы критических технологий, анкетирования экспертов, предполагающие обратную связь (метод Дельфи), SWOT-анализ, фокус-группы, сценирование, дорожное картирование и прочее.

Что там, за горизонтом…

Обычно каждый новый глава региона инициирует разработку программы или стратегии развития субъекта Федерации, средства на которые выделяются немалые, а документы зачастую готовятся «под копирку» и ценности не имеют. Неслучайно внимание наиболее продвинутых руководителей в последние годы привлекают форсайт-исследования.

В Башкортостане такой проект проводился с целью выбора научно-технологических приоритетов, поддержка которых обеспечит устойчивый рост экономики и решение социальных проблем в средне- и долгосрочной перспективе. При этом акцент ставился на формировании согласованного видения перспектив инновационного развития региона главными игроками – представителями органов исполнительной власти, промышленных предприятий, бизнеса, учреждений науки и образования. По итогам исследования был сформулирован перечень приоритетных направлений развития науки и технологий Республики Башкортостан: авиационные и транспортные системы, живые системы, индустрия наносистем и материалов, информационно-телекоммуникационные системы, производственные системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение. В этих направлениях республика обладает научно-технологическим и инновационным потенциалом, на использование которого и была нацелена разработанная на основе форсайта региональная инновационная стратегия.

Выявление возможностей вывода Иркутской области на уровень европейских стандартов качества жизни к 2030 году – цель другого регионального форсайта. Здесь во главу угла ставились задачи установления социального партнёрства власти и бизнеса, развитие малого и среднего бизнеса, повышение доли сферы услуг в валовом региональном продукте (ВРП) за счёт кластеризации предприятий. В результате между участниками форсайт-проекта были выработаны и согласованы конкретные меры и механизмы, которые, как ожидается, позволят Иркутской области занять лидирующие позиции в СФО по объёму ВРП на душу населения.

Предпринимались попытки форсайт-исследования и в Пермской области, но они были приостановлены в ходе её объединения с Коми-Пермяцким АО в Пермский край.

Главное препятствие в использовании форсайта в регионах, по мнению участников круглого стола, – это кадровая проблема.

Подготовка специалистов в этой области ведётся лишь в нескольких вузах, в том числе в МГУТУ и ГУ-ВШЭ. Правда, и на Западе мало где обучают технологии форсайта. Однако ж в 50 странах – членах ОЭСР форсайт-исследования считаются обязательным инструментом выработки научно-технологической и инновационной политики. Да и к государствам, желающим присоединиться к Евросоюзу, предъявляется условие подготовки регионального форсайта в рамках Лиссабонской стратегии.

Комментарии экспертов

Александр Агеев, генеральный директор Института экономических стратегий, доктор экономических наук:

  • Форсайт (в контексте дискуссии – STRF.ru) – это инструмент стратегического управления развитием регионов. Оговорюсь, что я не приветствую монополизм какого-то метода, а форсайт – это один из методов прогнозирования, способ упаковки информации о будущем. В любом случае повышение качества подготовки стратегических решений, затрагивающих регионы, благодаря этому методу можно только приветствовать. Сейчас практически каждый регион имеет свою стратегию. Другое дело, что качество методов и подходов к написанию стратегий различно – здесь прошла кампанейщина, и теперь у каждого есть бумага с печатью. Стратегии, не привязанные к тенденциям, исполнителям, движущим силам, образу и идеалу будущего, – это марание бумаги.

Для того чтобы форсайт или прогноз стали энергией развития, требуются институты: стратегического и индикативного планирования, сопоставления альтернатив, экспертной поддержки, аудита и контроля, исправления и коррекции траектории развития.

Но всё это по большому счёту отсутствует. Решения часто принимаются ситуативно, под настроение – мы в этом плане чудовищно дикие.

Культура прогнозирования в Европейском союзе, Соединённых Штатах и в Китае выстроена совершенно по-другому. Документы разрабатываются не для того, чтобы освоить какой-то грант, а для того, чтобы использовать их в процессе стратегического планирования. Мы же до сих пор думаем, что рынок всё отрегулирует или что за нас наши проблемы решат другие.

Владимир Никитаев, координатор проекта ЮНИДО-ЕврАзЭС:

  • Главная задача, которую может решать форсайт в регионах, – это выявлять группы интересов, их представление о будущем и попытаться согласовать разное видение в каком-то приемлемом для всех образе. Другая – показать людям, к чему приведёт занимаемая ими позиция или их действия, то есть как минимум вменять ответственность за их позицию.

Следовательно, форсайт может быть неким основанием консенсуса, который необходим для того, чтобы все стратегии развития регионов не оставались на бумаге, а были работающими документами. Никакое стратегическое развитие регионов не может осуществляться отдельно – бизнесом, властью, институтами гражданского общества. Никто никому не может предписать или навязать, что делать. Все они должны брать на себя обязательства добровольно. Форсайт как раз и есть механизм добровольного принятия на себя обязательств и ответственности по отношению к тому общему будущему, которое мы хотим видеть в нашем регионе.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (2 votes)
Источник(и):

Strf