Российское образование в условиях нанотехнологического вызова

Развитие высоких технологий в Российской Федерации невозможно без систематической и целенаправленной работы в области нанотехнологического образования. Данное направление является важнейшей составляющей целого комплекса мероприятий по повышению качества профессиональной подготовки кадров для наноиндустрии, а также популяризация знаний в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, поиску и поддержке, профориентации и мотивации талантливой молодежи в образовательной системе Российской Федерации.

Одним из важнейших мероприятий: проведенных в рамках функционирования НОР и его секции по образованию, явилось создание устойчиво функционирующей системы Интернет-олимпиад в области наносистем, наноматериалов и нанотехнологий, доступных для большого числа различных категорий участников и являющихся одной из самых удачных форм просвещения, дистанционного образования и самообразования, формирования положительного общественного мнения и мотивации абитуриентов и молодых исследователей к профессиональной деятельности в области наноматериалов и нанотехнологий. Данная дистанционная форма творческого конкурса высокотехнологична, вариативна, эффективна и автоматизируема, позволяет охватить широкие социальные слои, а также, что чрезвычайно важно, обеспечить доступ к олимпиаде всех желающих, независимо от региона проживания и начальной подготовки.

Всероссийская Интернет-олимпиада «Нанотехнологии – прорыв в будущее!», проведенная в 2009 г., вызвала высочайший интерес, свидетельствующий об общем интересе к нанотехнологиям в РФ, сохраняющийся несмотря на негативные отклики ряда СМИ. Формат проведения олимпиады обусловил участие школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых из более, чем 1400 населенных пунктов, что позволяет выделить наиболее активные региональные точки и наиболее важные вопросы, накопленные из опыта общения с этим достаточно репрезентативным срезом российского общества, интересующегося нанотехнологиями. Олимпиада 2009 г. явилась фактически своеобразным интеллектуальным форумом, в котором участвовали не только молодые люди – школьники, студенты, аспиранты, начинающие ученые, но и их потенциальные наставники и работодатели.

Олимпиада была совершено открыта для всех и явилась пока уникальным для России событием в области нанотехнологического образования. Благодаря усилиям Московского Университета в стране начало возрождаться олимпиадное движение, позволяющее отобрать талантливую молодежь по творческим заданиям, показывающим умение молодых не только хранить в себе мертвым грузом полученные знания, но что важнее – нестандартно и творчески мыслить, применяя эти ли или находя другие знания. Именно поэтому Олимпиада 2009 г. прошла все стадии рецензирования и была включена в официальный перечень олимпиад 2009 г. (комплекс предметов «химия, физика, математика, биология» для школьников). Проведение Интернет – олимпиады в 2009 г. Базировалось на реализации следующего комплекса взаимосвязанных мероприятий:

  • разработка регламентирующих документов по организации и проведению олимпиады, методических материалов по подготовке заданий и оценке результатов, проведение организационных работ и работ по методическому и техническому обеспечению ежегодных олимпиад школьников, студентов, аспирантов и молодых ученых;
  • структурированное размещение информации на Интернет-pecypсе олимпиады, включая создание дружественного Интернет-интерфейса, работу с базами данных пользователей, организацию туров олимпиады, подачу и проверку заданий, проведение апелляций, объявление конечных результатов;
  • создание баз данных потенциальных участников, которые позволяют создать эффективную сеть школ, вузов и инновационных компаний, вовлеченных в проведение олимпиады,
  • проведение олимпиады по системе заочного (Интернет) и очных (экспериментального и творческого) туров;
  • привлечение студентов, аспирантов и молодых сотрудников факультета наук о материалах, химического, физического, биологического факультетов МГУ, в том числе в рамках подготовки и курирования экспериментально-практического тура олимпиады и получения экспериментальных результатов,
  • распространение информации об олимпиаде и ее результатов адресным способом и через СМИ.

При проведении III Интернет – олимпиады по нанотехнологиям были успешно решены следующие основные задачи:

  • Олимпиада 2009 г. проведена в четыре тура (заочный Интернет-тур с блоками задач по направлениям (12 блоков) для школьников и остальных участников, очный теоретический (с защитой творческого задания) и очный экспериментально-практический тур. К участию в олимпиаде привлечено более 5800 участников из примерно 80 субъектов РФ, включая школьников младших и старших классов, абитуриентов, студентов, аспирантов, молодых ученых.
  • Разработано более 140 оригинальных авторских задач заочного теоретического, около 20 задач очного теоретического, 9 заданий творческого и 2 комплексных задания очного экспериментального туров Олимпиады, которые нигде ранее не публиковались и размещены на постоянной основе на сайте олимпиады. Тематика заданий соответствует заявленным секциям по фундаментальной физической и химической характеризации наносистем, получения и анализа функциональных и конструкционных наноматериалов, наномедицины, наноинженерии.
  • Сформированы и активно выполнили все свои основные функции оргкомитет и жюри олимпиады из представителей различных вузов, инновационных компаний и средств массовой информации (СМИ), что обеспечило экспертный уровень подготовки всех заданий олимпиады и оперативную оценку решений участников. К участию в жюри привлечены представители таких крупных компаний, как ГК РОСНАНОТЕХ, группа ОНЭКСИМ, компания Bayer Materials Science.
  • По результатам олимпиады выданы дипломы разработанного образца, дополнительно информация о школьниках – призерах и победителях (11 класс) также внесена в федеральную базу данных Российского Совета Олимпиад школьников, проведена профориентация среди участников – абитуриентов по поступлению в ВУЗы.
  • Результаты олимпиады размещены на сайте олимпиады и освещены в федеральных СМИ. В отчете предоставляется полный список наиболее значимых публикаций, фоторепортаж о церемонии закрытии олимпиады, подборка отзывов участников и СМИ.

Опыт реализации Олимпиады 2009 г., тем не менее, позволяет предварительно предложить иную схему проведения подобных междисциплинарных олимпиад, связанную с необходимостью:

  1. предолимпиадной «психологической» и фактической подготовки участников через дистанционную школу – курсы,
  2. организации творческого тура до теоретического, что позволит в еще большей степени потенциальным участникам подготовится к решению теоретических заданий и приобрести опыт получения информации из открытых источников,
  3. проведением школы – семинара на очному туре.

Для реализации подобных олимпиад целесообразно организовать систему самообразования всех желающих на сайте олимпиады («школа Нанознаек») с использованием тщательно структурированных образовательных материалов самого сайта Олимпиады и набора контрольных и зачетных компьютерных викторин. Дополнительно еще одним важным аспектом развития Олимпиады является создание виртуального клуба Олимпиады на сайте Олимпиады с элементами социальной сети, в частности, с возможностью проведения с его участниками учебно-образовательных и тестовых мероприятий, организации общения между олимпийцами и взаимодействия с ними потенциальных работодателей.

Таким образом, предлагаемая схема междисциплинарных олимпиад в в области высоких технологий (в данном случае – в области нанотехнологий) в идеальном случае должна включать в себя:

A. Этап самоподготовки и отбора кандидатов на участие в Олимпиаде.

  • Регистрация участников в течение всего срок проведения олимпиады (включая простейшую тестовую анкету для вхождения в клуб Олимпиады), «нулевой этап» олимпиады, позволяющий отобрать мотивированных и потенциально активных участников основных мероприятий олимпиады
  • Дистанционная подготовка участников («школа Нанознаек»)
  • Рубежная компьютерная викторина по отбору участников на остальные туры Олимпиады (рассматривается как один из конкурсов Олимпиады, дающий дополнительные баллы, анкета и весь материал «школы Нанознаек» будет доступны всем желающим вплоть до окончания теоретического тура Олимпиады)

Б. Творческий тур «Научное творчество» (прохождение на теоретический тур) Для проведения данного туре необходима реализация нескольких структурных мероприятий олимпиады.

Вэбинар – модуль из четырех мероприятий, проводимых в определенные сроки:

  1. 3–10 открытых лекций по определенной теме с видеофрагментами, презентациями, возможностью обсуждения,
  2. регистрация участников в расширенном формате, оговоренном с кураторами секции и совместимым с форматом регистрации того «внешнего» мероприятия, с которым сопряжен конкретный конкурс и в котором будут участвовать (будут аккредитованы) призеры и победители,
  3. прием и рецензия работ школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых на конкурс, определение победителей, призеров и успешных участников,
  4. подготовка материалов секции к публикации в ваковском, научно – популярном или электронном журнале, подготовка раздела диска с материалами работ.

ЗНТШ – заочная нанотехнологическая школа. Свободная регистрация в расширенном формате, но с обязательным заполнением ряда дополнительных полей (по согласованию), а также с простейшим тестированием. Обучение – структурированный материал на сайте олимпиады и серия викторин самоконтроля с суммированием персональных баллов. Для наиболее успешных «обучающихся» по дополнительным результатам теоретического тура должны выдаваться сертификаты об окончании школы.

Клуб участников олимпиад – совокупность регистрационных карточек участников Интернет-олимпиады и всех желающих, прошедших простейшее тестирование, которым предоставлены ограниченные права взаимного общения на форуме и по файловому обмену с возможностью участвовать в рассылке по группе, получать дополнительную закрытую (обучающие материалы и т.д.) информацию, содержаться на доске почета (с выдачей электронного диплома – сертификата в случае реальных участников олимпиад), предоставлять свои CV для просмотра потенциальным «работодателям» (включая ВУЗы, РАН, компании, корпорации и пр.).

В. Тур «Теоретический». Предметные секции:

  • «начинающие» (для прошедших ЗНТШ младших школьников),
  • «химия»,
  • «физика»,
  • «математика»,
  • «биология»,
  • «творческий конкурс» (зачет творческих конкурсов некоторых гуманитарных факультетов)

Секции для «взрослых»:

  • «нанохимия и химическая технология»,
  • «физика наносистем, наноэлектроника, наноинженерия и моделирование»,
  • «нанобиотехнологии и наномедицина»,
  • «конструкционные материалы»,
  • «наноматериалы и методы их исследования»

Г. Очный тур

  • Компьютерная викторина, теоретические и экспериментальные задачи – для «взрослых»
  • Теоретические задачи – экзамен – для абитуриентов и др. школьников, ознакомительные экспериментальные задачи
  • Деловые или интеллектуальные игры – для участников очного тура (опционально)
  • Экскурсии, встречи с работодателями

Д. Закрытие. Приветственные речи, статистика и результаты, награждение, фотографирование, пресс-конференция для журналистов.

Е. Пост – олимпиадная поддержка. Подготовка и распространение материалов олимпиады (сборник задач и решений всех туров в печатном и электронном виде, дополнительные образовательные материалы).

Представленная модель комплексного мероприятия, фактически являющегося «гибридом» дистационного образования, школьной олимпиады и конкурса молодых ученых, наиболее отвечает современным реалиям и высоким требованиям развития нанотехнологического сообщества. Несмотря на существенные организационные сложности при проведении олимпиады в указанном формате, мероприятие полностью оправдывает себя в плане поиска и поощрения талантливой молодежи и в интересах вопроизводства научных и инженерных кадров для наноиндустрии.

Презентация «Российское образование и нанотехнологический вызов»

Ю.Д.Третьяков, Е.А.Гудилин

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.


Участвуйте в в IV Интернет – олимпиаде по нанотехнологиям. Подробности на портале Nanometer.ru

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

По материалам Первой ежегодной научно-технической конференции НОР «Развитие нанотехнологического проекта в России: состояние и перспективы»